Украинская наркополитика: тщетные надежды на прогресс?

drug weed ua Несколько лет назад украинские законодатели впервые решили отменить практику административных арестов за незаконный оборот наркотиков в небольших размерах.

 

 

В октябре 2017 года соответствующий законопроект подал Кабмин. Он предложил внести изменения в кодекс об административных правонарушениях, а именно, отменить арест за оборот (хранение, пересылку и т. д.) наркотиков в «небольших размерах». Это то количества, которые украинцы могут хранить, не подпадая под уголовную ответственность: до 5 г каннабиса, до 0,002 г кокаина и т. д.

Одновременно Кабмин предложил увеличить штраф за незаконный оборот небольших количеств. В 2017 году сумма варьировалась от 425 до 850 гривен. Верхний предел этого взыскания предложили оставить без изменений, а нижний –поднять до 510 гривен.

Стремясь смягчить наказание, авторы законопроекта ссылались на международную практику и Национальную стратегию в сфере прав человека, принятую в 2017 году.

В некоторых европейских странах пороговое количество веществ, не влекущее уголовное преследования, даже ниже, чем в Украине, но есть нюансы. Например, в Испании работают клубы, членство в которых позволяет законно хранить до двух грамм каннабиса. Но если у человека находят на несколько граммов больше, каннабис просто конфисковывают. И даже в том случае, когда норма хранения значительно превышена, владельца штрафуют, но не отправляют за решетку.

Следующая попытка отменить административный арест за покупку и хранение наркотиков без цели сбыта была предпринята спустя несколько лет – в октябре 2020 года премьер-министр Д. Шмыгаль выдвинул законопроект No4049, который комитет Рады порекомендовал депутатам принять за основу.

Законопроектом предлагалось убрать административный арест с целью имплементировать вступившее в силу решение Европейского суда по правам человека по делу «Швыдка против Украины».

65-летняя Галина Николаевна Швыдка в 2011 году увидела венок, который президент Янукович возложил к памятнику Тарасу Шевченко. По ее мнению, у Януковича не было морального права возлагать венок к памятнику поэту венок с надписью «от президента В. Януковича», поскольку, во-первых, венок был куплен на народные деньги, а не из личных средств Януковича, а во-вторых, президент закрывал украинские школы и хотел сделать русский вторым государственным языком. Разгневанная женщина оторвала от венка часть ленты. Швыдку задержали, и суд, расценив этот поступок как мелкое хулиганство, присудил ей административный арест на 10 суток.

Швыдка обжаловала решение.  Апелляцию она проиграла, но рассмотрение состоялось уже после того, как Швыдка полностью отбыла наказание.  У украинских апелляционных судов есть 20 дней на рассмотрение апелляции. Но часто суды принимают решение уже по окончании срока административного ареста.

Пострадавшая обратилась в Европейским суд по правам человека, который указал на то, что право на пересмотр решений должно быть эффективным. Апелляция должна позволять возможность исправить недостатки, если они оказали влияние на решение. Если же апелляционный суд не может повлиять на пересмотр решения, то это нарушение обязательств, которые взяла на себя Украина, подписав Конвенцию о защите прав человека и основополагающих свобод. Эта защита должна носить не теоретический, а практический характер.

Руководствуясь этим мнением Европейского суда, депутаты решили отменить административный арест на срок до 15 дней за хранение небольших количеств наркотиков. Их логика была следующей: речь идет о мелком правонарушении, которое также может быть первым в жизни, и наказание в виде административного ареста чрезмерно.

Однако, чтобы «компенсировать» отмену одной части наказания, депутаты предложили увеличить размер штрафа – с 850 гривен до 1 700 гривен. Против такого изменения законодательства выступил председатель комитета комитет Рады по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский. Что характерно – впоследствии он стал министром внутренних дел и членом СНБО. Монастырский заявил, что предложение отказаться от административного ареста «не актуально, потому что это не воспринимается обществом».

В итоге, 18 октября 2022 года Рада приняла законопроект в качестве закона, однако увеличила верхний порог штрафа, а административный арест – оставила. Новый закон предусматривает от 850 до 1700 грн (раньше – от от 425 до 850 грн).

Очевидно, что новый закон не соответствует духу постановлений Европейского суда. Чем руководствовались депутаты, принимая это решение, непонятно. Ведь на стадии рассмотрения законопроекта Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности порекомендовал Верховной Раде принять его за основу, как раз акцентируя внимание на практике Европейского суда.

Украина подписала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая гарантирует право на справедливое судебное разбирательство.

ЕСПЧ служит механизмом, контролирующим исполнение положений Конвенции. В нашей стране действует закон «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека». Именно в соответствии с этим законом Кабмин предложил исключить возможность административного ареста за хранение и изготовление наркотиков малых объемах.

В пояснительной записке к законопроекту ясно говорилось, что главная цель такого изменения – привести украинское законодательство в соответствие с нормами Европейского суда по правам человека. Однако в итоге законодательство не только не привели в соответствие, но даже ужесточили наказание.

С другой стороны, даже если бы законодатели отменили административный арест, то это изменение не было бы существенным, поскольку, как правило, по 44-й статье КоАП назначают только штраф. Реально изменить ситуацию могло бы только повышение порога минимального объема наркотических веществ, который разделяет применение административного и уголовного кодексов. Если вес обнаруженных «небольших количеств» превышает норму даже хотя бы на десятую грамма, то человеку грозит уже до трех лет тюрьмы.

Поэтому общественность и многие чиновники выступают за повышение порога хранения наркотиков без уголовной ответственности. До 83% работы полиции приходится на случаи хранения небольших количеств без цели сбыта. Затраты на работу следственно-оперативных групп и судов – это ресурсы, которые не используются на борьбу с реальными преступления. И оплачивают эту бессмысленную деятельность украинские налогоплательщики.

В 2018 году и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун внесла изменения в приказ Минздрава, устанавливающий размеры веществ, на общественное рассмотрение. Этим шагом Супрун навлекла на себя шквал критики со стороны ряда депутатов и общественных деятелей. Ее обвинили в попытках устроить геноцид украинской нации, работе на наркомафию и т. п. Текст приказа оставили без изменений.

В 2020 году с аналогичной инициативой выступил министр юстиции Денис Малюська. Он мотивировал свое предложение тем, что повышение порога хранения наркотиков позволит сократить число заключенных и облегчит нагрузку на бюджет. С Малюськой солидарны и его коллеги из Минздрава: в 2018 году ведомство предложило увеличить размеры веществ, приблизив их к рекомендациям Международного комитета по контролю над наркотиками ОНН. Небольшой размер каннабиса Минздрав предложил увеличить от 5 г до 25 г, героина – от 0,005 г до 0,3 г и т. д. Предложение выносили на общественное обсуждение в 2018 году и в 2022 году.

Однако сама идея повышения порога хранения наркотиков принадлежит правительству Николая Азарова, которое в 2013 году приняло «Стратегию государственной политики по наркотикам на период до 2020 года». План действий по реализации этой стратегии на 90% оказался не выполнен.

Например, согласно этому плану Минздрав и Министерство молодежи и спорта должны были до конца 2020 года разработать и внедрить стандарты профилактики употребления наркотиков и наладить контроль этой профилактики. Другие задачи состояли в том, чтобы прекратить дискриминацию наркозависимых людей и ввести альтернативные лишению свободы меры наказания наркозависимых людей, привлекаемых к уголовной ответственности. Все эти цели не были достигнуты.

В 2021 году Минздрав вынес на общественное обсуждение проект распоряжения Кабмина «Об одобрении стратегии государственной политики по наркотикам на период до 2030 года». Новая стратегия включает меры, «направленные на уменьшение спроса на психоактивные вещества, обеспечение противодействия их незаконному обращению, улучшение состояния соблюдения прав человека и социального, медицинского, психологического и экономического благосостояния населения страны».

Для достижения этих целей, говорится в документе, «необходима переориентация мер противодействия незаконному обороту психоактивных веществ от уголовно-наказуемых до административно-исправительных, профилактических, медицинских и социально-психологических». Основными принципами указаны соблюдение прав человека, недопущение дискриминации и стигматизации лиц с нарушениями психики и поведения вследствие употребления психоактивных веществ, приоритетность права на здоровье, гуманность, прозрачность и открытость, основательность, проактивность, научная обоснованность, инновационность и тому подобное.

Новая стратегия, как и предшествующая, содержит множество красивых слов и звучных терминов, и направлена против всего плохого, за все хорошее. Насколько такая риторика будет соответствовать действительности, покажет время, но пока реальное воплощение в жизнь украинской наркополитики явно не соответствует декларациям о намерениях.

Источники:

http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=69827

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *