Политика в области оборота наркотиков – возможные подходы

В России, как и во многих других странах Восточной Европе и Центральной Азии, эпидемия СПИДа тесно связана с употреблением наркотиков – в большинстве случаев ВИЧ распространяется среди наркопотребителей и их сексуальных партнеров. Борьба с наркотиками ведется не первый год, но она не приносит желаемых результатов. При этом, международные эксперты высказываются о необходимости введения программ профилактики распространения ВИЧ-инфекции, но большинство из них разбиваются о национальную наркополитику.

 

На протяжении своей истории человечество применяло разные подходы в решении проблемы наркотиков. В некоторые периоды в той или иной стране проблема не формулировалась как таковая, употребление психоактивных веществ являлось частью обычной жизни и не выделялось в особый “ранг”, а в некоторые периоды проблема наркомании декларировалась самой насущной экономической и геополитической проблемой той или иной страны. В разные периоды запрещалось и порицалось употребление различных веществ, начиная от шоколада и кофе, заканчивая креком и метамфетаминами.

В настоящее время в разных странах мира и по отношению к разным веществам распространены два основных подхода, определяющих общественную политику в области веществ. Это – легализация, то есть разрешение и государственное регулирование оборота психоактивных веществ, и прогибиционизм, то есть полный законодательный запрет на вещества, их хранение и продажу. В большинстве стран сосуществуют разные, порой противоположные подходы, чаще всего это связано с различным отношением к разным веществам.

Легализация

Первый подход – легализация, хорошо известен нам на примере оборота таких веществ как табак и алкоголь, разрешенных к употреблению в нашей стране и большинстве стран мира. В разные периоды истории эти вещества также запрещались и их употребление, как и производство, строго каралось законом.

Хорошо известен пример сухого закона в США в 1920-1934 годах, менее известно то, что в середине XVII века, во время правления Михаила Романова, табак считался “бесовским зельем”, и многочисленные царские указы жестко карали тех, кто был замечен в его распространении или употреблении. Архивы западных стран сохранили свидетельства иностранных путешественников, побывавших в Москве в 40-е годы XVII века: “того, кто будет обвинен в нюхании табака, в независимости от пола, ждет вырывание ноздрей”.

Легализация наркотиков предполагает, что их производство, качество и продажа регулируется также как производство и продажа любых других продуктов потребления (товаров). В настоящее время представление о легализации наркотиков достаточно замутнено различными мифами. Так, одним из самых распространенных мифов является миф о “легализации” наркотиков в Голландии. На самом деле, в Голландии ситуация не многим отличается от других стран мира: торговля тяжелыми наркотиками не допускается и карается тюремным заключением, за хранение и личное употребление почти любых видов наркотиков налагается уголовная ответственность. В конце 1995 года в Нидерландах было декриминализировано хранение и продажа каннабиса весом до 30 граммов, его продажа производится в специально отведенных местах – подобная политика иногда называется декриминализацией потребления, но это далеко не “легализация” наркотика.

Обширные дебаты о современной политике по отношению к наркотикам часто называются “дебатами о легализации”, что во многих отношениях ошибочно. Скорее их следовало бы назвать дебатами о регулировании, потому что в них ставится вопрос не столько об окончательном выборе между прогибиционизмом и легализацией, сколько о степени регулирования ситуации с наркотиками, которые на сегодняшний день являются незаконными. Чрезмерное заострение дискуссий на этих двух крайностях отвлекает внимание и силы от серьезных вопросов, которые необходимо разрешать уже сейчас.

Прогибиционизм

Суть прогибиционистского (от слова “запрет” по-английски, прим. AIDS.ru) подхода состоит в наложении законодательного запрета на производство, хранение и распространение наркотиков с целью прекратить их циркуляцию и употребление в немедицинских целях. В настоящее время подобный подход применяется по отношению к большинству психоактивных веществ.

Запретительная политика по отношению к наркотикам начала формироваться в мире в конце XIX – начале XX века. Именно тогда в США были приняты первые законы о контроле за наркотиками. Современные историки указывают на то, что первые законы против опиума и марихуаны носили скорее экономически-регулирующий, порой даже дискриминационный характер, а не были вызваны медицинскими проблемами. Так, один из первых американских федеральных законов против курения опиума, принятый в 1887 году, представлял собой ответ на недовольство против дешевой китайской рабочей силы. Для строительства железных дорог и разработки шахт в Калифорнию было завезено большое количество китайцев, по окончании работ китайцы оседали в США, что вызывало недовольство местных жителей. Первый антиопиумный закон запрещал импорт опия китайцам, но разрешал его гражданам Америки, ведь налоги за импорт опия являлись важным источником федерального дохода.

Разработчики Акта Гаррисона, первого федерального акта принятого американским парламентом в 1914 году и запрещающего немедицинские наркотики, играли на страхе перед “одуревшими от наркотиков и секса неграми”. Антимарихуановая компания, начавшаяся в юго-западных штатах Америки еще в 1915 году и подхваченая в 30-х первым “наркоцарем” США Гарри Энслинжером, также была связана с расовыми предрассудками по отношению к мексиканцам, заполонившим юг Америки. Отличительной чертой мексиканцев являлась их традиция курения марихуаны. Таким образом, первые антинаркотические законы в реальности служили инструментом социальной и правовой маргинализации определенных групп общества, но объяснялись медицинскими проблемами. Наркополитика и в дальнейшем представляла собой важный инструмент как внутреннего, так и внешнеполитического воздействия, особенно для таких экспансивных государств, как Соединенные Штаты Америки.

В настоящее время, всю международную наркополитику определяют три Международные Конвенции по наркотикам: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (с изменениями от 1972 года), Конвенция о психотропных веществах 1971 года, Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Страны, подписавшие Конвенции, взяли на себя обязательства по запрещению или ограничению производства и распространения широкого ряда психоактивных веществ.

В период правления президента Рональда Рейгана появился новый термин “война с наркотиками”, который придал агрессивно-милитаристский оттенок мировому прогибиционизму. В то время было предложено применять по отношению к нелегальным наркотикам подход “нулевой терпимости”. Министр юстиции в администрации Рейгана предлагал, к примеру, проводить тесты на наркотики по всей стране, среди всех рабочих и служащих, и если тест окажется положительным, увольнять провинившегося. До таких мер все-таки не дошло, но американцы до сих пор славятся непримиримой жестокостью в борьбе с наркотиками. Для этого используются самые различные методы – начиная с программ профилактики в школах, когда полицейские убеждают детей не употреблять наркотики и обучают их, как сказать “Нет!”, и заканчивая настоящими военными действиями и бомбардировками, как, например, ведущаяся уже несколько лет война в Колумбии, финансируемая Соединенными Штатами и проводящаяся под видом помощи в борьбе с наркокартелями.

Несмотря на столь жесткие и непримиримые действия в борьбе с наркотиками, с течением многих лет стало понятно, что подобная политика не только не приносит желаемых результатов, но, наоборот, производит большое число негативных последствий: она способствует развитию и укреплению одного из крупнейших нелегальных рынков, и, соответственно, преступных групп, вовлеченных в него. Кроме таких глобальных экономико-политических последствий, усиление наркорепрессий способствует глубокой маргинализации, социальной и правовой незащищенности потребителей наркотиков, что приводит к высокому уровню их криминализации, социальной неустроенности, распространению эпидемий инфекционных заболеваний, передозировок и многим другим проблемам.

В настоящий момент большинство стран мира пересматривает свой подход и от жестких репрессивных мер по отношению к потребителям наркотиков переходит к менее репрессивным методам, известным как “декриминализация”, то есть не преследование людей, употребляющих наркотики или хранящих наркотики для личного употребления. Также некоторые страны расширяют медицинское использование психоактивных веществ, как например, заместительное лечение метадоном и использование марихуаны в медицинских целях.

Снижение вреда

“Снижение вреда” – это термин, ставший общепринятым понятием, характеризующим определенный медицинский, социальный и политический подход к разрешению проблемы злоупотребления наркотическими веществами, как законными, так и незаконными. Подход основан на прагматичном признании того, что употребление тех или иных наркотических веществ имело и имеет место в любой культуре и общественной формации, а также, несмотря на многолетние усилия, до сих пор ни в одной стране, городе или сообществе не удалось полностью искоренить употребление психоактивных веществ.

Подход снижения вреда не умаляет важности попыток помочь человеку полностью отказаться от наркотиков, но допускает и признает, что для многих потребителей наркотиков достижение этой цели может занять весьма продолжительное время, при котором очень высок риск передачи вирусов, прежде всего ВИЧ и гепатитов, а также развитие других заболеваний. Сторонники “снижения вреда” считают, что именно поэтому работа с потребителями наркотиков не должна ограничиваться целью полного прекращения употребления, хотя и эта цель является такой же полноправной целью работы по снижению вреда, но должна быть направлена и на другие проблемы, связанные с наркотиками и на их минимизацию.

“Снижение вреда” представляет собой скорее не модель наркополитики, а определенный подход к решению возникающих проблем, связанных с наркотиками, который может быть применен в любой модели, поскольку ни одна из этих моделей не ведет к устранению всех проблем, связанных с наркотиками. Основная направленность этого подхода – идентификация конкретных проблем и постановка конкретных и прагматичных, то есть реально достижимых и краткосрочных, целей. В случае прогибиционизма подобными проблемами будут являться, например, криминализация потребителей наркотиков и распространение эпидемий инфекционных заболеваний, именно на их решение направлена работа по снижению вреда. В случае с легализацией, усилия по снижению вреда были бы направлены на проблемы зависимости от наркотиков и злоупотребления теми или иными веществами.

В отличие от идеалистических политик, ставящих перед собой недостижимые цели, такие как “мир без наркотиков”, “в тридцатый век без наркотиков”, “легализация всех наркотиков”, подход “снижения вреда” принимает в сферу внимания то, что достижимо здесь и сейчас. Работа по снижению вреда может быть направлена на ограничение или снижение как природы, так и степени распространения вредных последствий употребления наркотиков в четырех областях: медицинской, социальной, экономической и правовой.

В медицинской сфере необходимо снижение распространения вирусных и бактериальных инфекций, передозировок, проблем с венами, а также общего ослабления иммунной системы. В социальной сфере остро стоят вопросы издержек широкого распространения незаконных наркотиков, а также невозможность социальной адаптации для наркопотребителей – проблемы с работой, учебой, семьей Вопросы, связанные с нетрудоспособность большой части молодого населения и покрытии необходимых затрат на лечение людей с ВИЧ относятся к экономической сфере. Область права включает себя необходимость противостоять нарушению гражданских прав людей, употребляющих наркотики, а также отказаться от уголовного преследования.

 

По материалам aids.ru  и Фонда Андрея Рылькова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *