Владимир Тимошенко: в Украине проблема с наркотиками достигла критической точки

При Кабинете министров создан Государственный комитет по вопросам контроля за оборотом наркотиков, который возглавил генерал-лейтенант СБУ Владимир Тимошенко. В своем первом интервью в качестве председателя комитета он сообщил, что уровень наркотизации Украины – самый высокий в Европе…

– Чем была вызвана необходимость создания Государственного комитета по вопросам контроля за оборотом наркотиков? Какие цели и задачи ставятся перед новой структурой?

 

– Существовавший ранее при Минздраве комитет по контролю за наркотиками был ликвидирован 23 июня. Тогда же был создан наш госкомитет. В течение месяца будет утверждена его организационная структура и сформирован штат сотрудников. Действия госкомитета будут координироваться вице-премьером Владимиром Семиноженко, который отвечает за социальный и гуманитарный блоки. Как известно, Украина ратифицировала три международные конвенции, направленные на борьбу с наркотиками: Единую конвенцию ООН о наркотических средствах 1961 года, Конвенцию ООН “О психотропных веществах” 1971 года и международную Конвенцию о борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ 1988 года. Согласно этим документам страна, их ратифицировавшая, обязана создать компетентный независимый орган, который осуществлял бы координацию и контроль за легальным оборотом наркотиков и психотропных веществ и не допускал их перетекания в незаконный оборот. Первостепенная задача госкомитета – преодоление наркомании и снижение темпов наркотизации страны. Вторая – контроль за легальным оборотом наркотических, фармацевтических средств и прекурсоров – веществ,с помощью которых можно синтезировать наркотики, имеющих легальное обращение в Украине.

– Вы располагаете данными о том, сколько сейчас в Украине потребителей наркотиков?

– В Украине проблема с наркотиками достигла критической точки. Дальнейшее промедление может провести к необратимым процессам. Поверьте, я не сгущаю краски. Наркомания возрастает в геометрической прогрессии, кроме того, в нее вовлекаются все более молодые люди. По данным Минздрава, от 8% до 26% школьников в возрасте 13-16 лет пробовали наркотики хотя бы один раз. Данные о количестве потребителей по объему нелегального рынка наркотических веществ разнятся: у Минздрава они одни, у МВД и СБУ – другие, а данные социологических опросов – третьи. Точных данных нет! Нужен единый мониторинг. Мы должны свести разрозненные данные и выработать единую государственную стратегию.

– Если сравнивать уровень потребления наркотиков в обществе, какое место занимает Украина среди стран Европы, постсоветских государств?

– По уровню наркотизации мы идем впереди всей Европы, темпы сопоставимы с российскими. В Белоруссии показатели ниже. В Украине производят наркотики из местного растительного сырья – масличного мака и конопли. Кроме того, Украина является транзитной страной на пути героина из Афганистана в Европу – через Таджикистан, Казахстан в Россию, оттуда через Украину в Европу. По данным МВД, в 2010 году в Украине рост тяжких преступлений составил 40% по сравнению с прошлым годом, при этом каждое седьмое преступление совершается на почве наркотиков. Есть коэффициент наркотизации населения, используемый ВОЗ, так вот, если степень наркотизации населения превышает 7% – государство перестает существовать. По разным данным, у нас эта цифра колеблется от 1,5 до 2%.

– Связано ли потребление наркотиков с повышением жизненного уровня населения?

– Нет прямой зависимости между потреблением наркотиков и уровнем жизни населения. Есть зависимость от катаклизмов, происходящих в обществе, от нестабильности в государстве. Нестабильность и наркотики притягивают друг друга, как полюсы магнитов. В Украине территориально наркомания более распространена в центральных, восточных и южных областях. Меньше – в северных и западных. Дело в том, что там сдерживающими факторами являются семейные традиции и религиозные взгляды населения. Сейчас 90% тяжелых наркотиков и психотропных веществ употребляется на дискотеках. А кто туда ходит? В группе риска практически все молодое население страны.


– Насколько действующее законодательство в сфере противодействия и борьбы с наркоманией, оборотом наркотиков отвечает реалиям сегодняшнего дня?

– Законодательство в этой сфере следует упорядочить, отработать механизмы взаимодействия правоохранительных органов, силовиков и тех, кто осуществляет централизованное управление этим вопросом и занимается профилактикой. Госкомитет должен объединить и мониторинг, и управление. Мы сможем решить проблему, когда консолидируем все ресурсы.

– Некоторые депутаты считают, что необходимо ввести тестирование чиновников на потребление наркотиков…

– Законодательно это будет проблематично. Сегодня у нас нельзя ни у кого взять без добровольного согласия тест на наркотики. Только по решению суда. Но признаю – эта проблема распространена среди абсолютно всех слоев населения, и чиновников в том числе.

– Уточните, какую политику теперь будет проводить государство в отношении заместительной терапии, в частности, с использованием метадона?


– Лично я против существующих подходов к заместительной терапии. Вы бы легли на операцию к милиционеру? Или ко мне – к человеку, который скальпель в руках не держал и крови боится? Заместительную терапию нужно оценивать как лечение, а лечить должны врачи, и если они определят, что метадон эффективен – я обеими руками буду голосовать за него. Пусть исследуют его еще раз, пусть изучат последствия, а потом предоставят выводы. Сегодня метадон используется весьма широко, всех наркозависимых без разбора хотят охватить этим препаратом. Но его следует использовать дифференцированно – к примеру, только для пациентов с тяжелыми формами наркозависимости. К сожалению, его используют без доказательств эффективности. Сколько наркозависимых удалось вернуть к социальной жизни с его помощью? Он безвозвратный! Его употребление уже на всю жизнь и зависимость от него – навсегда. И если сегодня всех посадить на метадон, а завтра покупать и продавать его как кусок хлеба…Нужно ли это нашей стране?

 

– Тем не менее Кабмин увеличил квоты на выращивание конопли на 809%. Нет ли опасности использования этого сырья не по назначению?

– Кабмин принял это решение исключительно исходя из экономических соображений. У меня есть письмо вице-президента Академии аграрных наук Виктора Сытника, в котором говорится, что сокращение площадей конопли не позволяет развиваться аграрной промышленности. Это квота, на которую подали заявки аграрные предприятия, но мы не уверены, будет ли использована даже одна десятая ее часть. Эти поля надо охранять, сырье перерабатывать. То же – с квотами на вывоз и ввоз психотропных веществ. Они будут регулироваться исключительно потребностями медицины и науки, будут упорядочены. Раньше квоты не работали. На 2010 год комитет утвердил квоты по наркотическим и психотропным препаратам только в июне 2010 года. До этого момента некоторые фирмы уже ввезли препаратов на шесть лет вперед. Ограничивать нельзя было – квоты приняли только в июне! А трамадола в 2008 году в Украине произвели 176 млн при потребности в 10 млн. Скажите, что с ним делать в таком количестве?

– Ваше отношение к идее легализации так называемых легких наркотиков в Украине по опыту Голландии?

– Отрицательное! Я вам скажу так – легких наркотиков не бывает.

 

Юлия Рябчун,

kommersant.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *