Легко ли жить с ВИЧ в Украине?

Украина лидирует по уровню распространения ВИЧ-инфекции не только среди стран СНГ, но и всего мира. Со этим статусом можно жить еще много лет, но люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ) очень часто страдают не только от вируса, но и от отношения к ним окружающих.  Первыми официальными научными сообщениями о СПИДе стали две медицинские статьи о необычных случаях пневмонии у гомосексуалистов, опубликованные в 1981 году. Потом о вирусе иммунодефицита человека (ВИЧ) широко заговорили в 1983 году, когда были обнародованы результаты исследования причин СПИД. В период с 1981 по 1984 год вышло еще несколько работ, в которых доказывалась возможность связи развития СПИДа и анального секса или употребления наркотиков. Кроме того, этот недуг подавался нам как болезнь исключительно секс-работников, наркоманов и гомосексуалистов, А далее, после кампании с девизом “СПИД – чума XX века”, люди стали бояться находиться с больными в одном помещении.

Лояльно к ВИЧ-позитивным относятся люди младше 30-и лет

Молодежь более лояльна

Некоторая “оттепель” наступила в конце 90-х. Большую роль в этом сыграла массированная социальная реклама с участием украинских звезд, таких как Ани Лорак и Мария Бурмака, которые с экранов телевизоров и билбордов рассказывали о безопасности социальных контактов с ВИЧ-позитивными и сами показывали тому пример.

Сегодня настроения в обществе изменились, но ненамного. “Если сравнить отношение украинцев к ВИЧ-позитивным в 2003 году и сейчас, то оно стало лучше, и именно благодаря PR-компаниям. Но лояльно и с пониманием настроено только население моложе 30 лет. У людей постарше отношение к больным СПИДом не настолько толерантное”, – рассказала Лада Булах, замдиректора киевского представительства всеукраинской благотворительной организации сети людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ).

Руководство детсадов, детских поликлиник и школ все еще относятся к ВИЧ-положительным детям с опаской. Да, они инструктированы о способах передачи ВИЧ и о безопасности социальных контактов, но… “Возможно, им нужны не пятиминутки, где зачитывают заметки из газет, а спецтренинги. Как показывает наш опыт, необходимая информация у учителей присутствует, но они в нее не верят. И они не готовы видеть таких детей в своих учреждениях – ни в дошкольных, ни в школьных, ни в интернатных. И у нас не было еще ни одного случая, чтобы сироту с ВИЧ-инфекцией без проблем можно было устроить в интернат”, – говорит Булах.

 

Ребенка не имеют права не принять в сад или школу из-за того, что у него ВИЧ

Взять детсад штурмом

“Мать умерла, я – бабушка, у меня опека, а что мне делать, ребенка в садик не берут”, – рыдает женщина, позвонившая на номер телефона доверия. Что делать в таком случае, советует юрист Юрий Дегтяренко. “Ребенка не имеют права не принять в сад или школу только из-за того, что у него ВИЧ. Но, если у вас возникли проблемы, пишите заявление в районное управление образования”.

Действительно, родители часто скрывают диагноз детей, так как в большинстве случаев уже столкнулись с негативной реакцией администрации и с проявлением дискриминации. Бывает и так, что информацией, которую родители сообщают медработнику школы или садика, на следующий день владеют и учителя, и воспитатели, а позже – и родители других детей. Но врач, который будет давать справку для детсада, не может не указать о наличии этой инфекции.

Несмотря на то, что многие родители, желая оградить и себя и ребенка от насмешек и презрительного отношения, пытаются скрыть информацию всеми способами, вплоть до взяток врачам, не сообщают о диагнозе, сделать это не просто нужно, но и необходимо. В первую очередь, защищаются интересы самого ребенка. Ведь, например, при общей вакцинации, зная реалии некоторых наших детсадов, когда прививки делают всей группе независимо от текущего состояния, ребенок с ВИЧ должен быть обязательно отстранен от нее.

Ситуации, когда ВИЧ-инфицированного ребенка отказываются принимать в детсад, происходят часто. Для того, чтобы обезопасить себя и сохранить свои и без того расшатанные нервы, на первую встречу с администрацией учреждения родителям нужно идти вместе с социальным работником. Если и после этого заведующая или директор отказывают, к делу подключатся юристы. Как правило, после такого все пререкания заканчиваются, так как, по Конституции Украины, каждый ребенок имеет право на образование, и такой диагноз, как ВИЧ, не является причиной изолировать его от общества и сверстников.

“Если это не четвертая (терминальная) стадия развития болезни, ребенка должны принять. Но поверьте, с такой стадией малыш ни в какой садик или школу ходить не будет – он будет лежать в стационаре на интенсивной терапии”, – говорит Булах.

 

За разглашение диагноза предусмотрен штраф – 850-1700 грн…

А за слова придется ответить

Не легче и взрослым. Все мы знаем о врачебной тайне, но бывает и так, что конфиденциальная информация становится известной многим. За такую болтливость врач должен понести наказание. Если о диагнозе рассказал медработник, ему, согласно ст. 132 УК Украины грозит штраф в размере от 50-100 необлагаемых налогом минимумов (то есть 850-1700 грн.). Также есть и альтернатива – общественные работы на 240 часов, исправительные работы на срок до 2-х лет или ограничение свободы сроком до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3-х лет или без него.

Если же язык за зубами не удержали родственники или друзья… “В таком случае вступает в силу гражданское законодательство, и пострадавший имеет право требовать моральную компенсацию. Можно получить примерно 10 тыс. грн.” – говорит Дегтяренко. Сделать это можно только в судебном порядке путем подачи гражданского иска.

Если же не по должности брезгливые врачи выказывают к ВИЧ-инфицированному пациенту особо отрицательное отношение из-за его диагноза, и на них можно найти управу. Во-первых, это – не жалоба сразу в Минздрав (так как чиновники все равно передадут дело на городской уровень), а письменное заявление главврачу больницы. И, если ситуация не изменится – иск в суд. Но, как рассказал Дягтеренко, практически всегда пациенты доказывают свое право на получение медицинской помощи в досудебном порядке – врачи, как и работники школ и детсадов, судов боятся и судиться не хотят.

Светлана МЫСЛЯКОВСКАЯ

seychas.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *