Отказ от метадоновой терапии помешал контролю за распространением ВИЧ в России

Ситуация с распространением ВИЧ в России вышла из-под контроля. Такое заявление сделала Робин Горна, исполнительный директор Международного фонда по СПИДу. Причина этого кроется в том числе и в отказе от метадоновой терапии.

Исполнительный директор Международного фонда по СПИДу (The International AIDS Society) Робин Горна на проходящей сейчас в Москве Третьей конференции по ВИЧ/СПИД в Восточной Европе и Центральной Азии заявила, что ситуация с распространением ВИЧ в России вышла из-под контроля. По мнению директора, причина этого кроется в том числе и в отказе от метадоновой терапии наркоманов. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко подтвердил, что метадон в России применяться не будет.

При этом не сообщается, что послужило поводом к заявлению Онищенко о метадоне. По его мнению, препарат, который в ряде стран применяется в качестве замены героина, проблему наркомании не решает, а Россия в настоящее время располагает другими методами борьбы с опиоидной зависимостью.

Взгляд со стороны

Отказ от заместительных программ, по мнению Робин Горна, привел к тому, что число зараженных ВИЧ стремительно увеличивается за счет использования несколькими наркоманами одной иглы. Причем впоследствии вирус передается дальше и половым путем – таким образом, ВИЧ уже перестал быть уделом только тех, кто употребляет героин или иные вводимые внутривенно наркотики.

Исполнительный директор Международного фонда по СПИДу сообщила, что в России, по оценкам фонда, насчитывается уже свыше миллиона зараженных. Эти данные расходятся с официальной российской информацией: недавно на пресс-конференции Геннадий Онищенко озвучил вдвое меньшее количество зараженных СПИДом – 501 тыс. человек.

ВИЧ и СПИД
Несмотря на то что вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) в итоге вызывает СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), ряд врачей считает термин «вирус СПИДа» некорректным. И не столько по чисто медицинским причинам, сколько из-за этических соображений. Дело в том, что от момента заражения до появления симптомов СПИДа при должной профилактике может пройти и десяток лет, на протяжении которых человек вполне может вести обычный образ жизни (с поправкой на сексуальные контакты, так как риск передачи ВИЧ при этом нулю не равен).
Число зараженных, эффективность метадоновых программ и эффективность действий российского правительства – вот те пункты, по которым расходятся мнения Онищенко и сторонних экспертов. Чем каждая из сторон аргументирует свое мнение?

Аргумент в пользу заместительной терапии – ряд исследований, показавших, что замена уличного героина на назначаемый врачом препарат как минимум снижает вовлеченность пациента в криминальные взаимоотношения, да и риск передачи ВИЧ радикально снижается: вместо шприца неизвестного происхождения наркоман получает заведомо стерильный инструмент.

Опыт Швейцарии и ряда других стран показал, что эффективной может стать даже замена героина на …героин. Так, в Швейцарии официально принята программа, позволяющая в особо тяжелых случаях давать пациентам наркотик в контролируемых врачами условиях. Как считает Горна, число заражений ВИЧ можно снизить именно путем перевода наркоманов с улицы в клиники – пусть зависимость и останется, но хотя бы заражаться через общие иглы люди перестанут.

Но наиболее веский аргумент содержится, пожалуй, в официальной брошюре, выражающей совместную позицию Всемирной организацией здравоохранения, Управления ООН по наркотикам и преступности и Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу.

В ней говорится следующее: «Проведение заместительной поддерживающей терапии при опиоидной зависимости – эффективная стратегия профилактики ВИЧ-инфекции/СПИДа. Следует поставить на рассмотрение вопрос о ее реализации – как можно более оперативной – для потребителей инъекционных наркотиков с опиоидной зависимостью в сообществах, находящихся под угрозой эпидемии ВИЧ-инфекции/СПИДа».

Против

Игнорирование метадоновой программы в России основано, впрочем, не только на юридических проблемах (метадон включен в список наркотических и психотропных веществ, оборот которых запрещен). По данным Национального центра медицинской статистики США, число отравлений метадоном с 1999 по 2004 год, после принятия метадоновой программы, выросло почти вчетверо.

Что-то не так
В сообщении Роспотребнадзора говорится, что в США, где метадон производят, запрещены его свободное хождение в обществе и заместительная терапия. Хотя на сайте отделения лекарственных программ администрации Штатов по вопросам наркомании и психического здоровья сообщается, что метадоновая терапия в США применяется повсеместно. Корреспондент GZT.RU тоже нашел список клиник, практикующих такую терапию: только в штате Нью-Йорк подобных лечебниц несколько десятков.
Между тем производство и распространение метадона через клиники тоже повышает как риск утечки наркотика, так и выход его на улицы, где, естественно, ни о каком соблюдении дозировок речи уже не идет.

Альтернатива

По мнению Онищенко, Россия располагает программами, позволяющими лечить наркоманию радикально, без использования заместительных средств. Отметим, что подобный отказ от применения наркотиков нельзя назвать личной инициативой главного санитарного врача. В Единой конвенции ООН о наркотических средствах говорится, что «одним из наиболее действенных методов лечения наркоманов является лечение в больничном учреждении в свободной от наркотиков атмосфере». Поэтому заявление Онищенко отнюдь не чисто российская инициатива.

Противоречие?
Казалось бы, два официальных документа ООН по сути противоречат друг другу. Выяснение этого обстоятельства находится вне рамок данной статьи – можно лишь обратить внимание на более чем 30-летний промежуток между их подписанием.
Сейчас в России действует приказ Министерства здравоохранения под номером 140 от 28 апреля 1998 года «Об утверждении стандартов (моделей протоколов) диагностики и лечения наркологических больных». В нем прописано, как именно проводится лечение пациентов с разными состояниями – от наркотического опьянения средней тяжести, когда специальное обследование и лечение не требуются, до выхода из абстинентного синдрома (ломки) и подавления влечения к наркотикам.

Среди препаратов, официально рекомендованных к применению, фигурируют как антидепрессанты, так и корректоры поведения, включая, например, достаточно известный галоперидол. В списке из нескольких десятков лекарств помимо этого есть ноотропы, антиаритмические средства, витамины и препараты калия. Медикаментами официальный приказ не ограничивается и добавляет в список массаж, акупунктуру и психотерапию.

Полмиллиона или миллион?

Цифра в 500 тыс., о которой упоминает Онищенко, – это официально выявленные случаи, то есть случаи, когда были сделаны соответствующие анализы и у пациента обнаружен ВИЧ. Как говорят ученые, такие данные называются «оценкой снизу», то есть очевидно, что число зараженных явно никак не меньше. Больше – возможно, вопрос только в том, насколько больше и как определить эту «оценку сверху», то есть максимально возможное число инфицированных.

Приведенные в пресс-релизе Международного общества по СПИДу данные – это оценка, основанная на данных о числе наркоманов, риске заражения при использовании одной и той же иглы (0,67%, что при постоянных инъекциях отнюдь немало) и других подобных факторах. В данной ситуации ничего удивительного в расхождении чисел нет: Онищенко как официальное лицо опирается на достоверно подтвержденные факты, но очевидно и то, что далеко не каждый ВИЧ-инфицированный вообще знает о том, что заражен вирусом.

И пока врачи и чиновники обсуждают будущее программ по ВИЧ/СПИДу и лечение наркомании, а также перспективы борьбы с ВИЧ и его терапию – рядовым гражданам остается проявлять осторожность, потому что вакцины, которая бы достаточно надежно предотвращала заражение, нет (единственный образец работающей вакцины лишь снижает риск примерно на треть, и в России этот препарат появится явно нескоро).

Алексей Тимошенко,  gzt.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *