Эксперты о 3-й Всеукраинской конференции о ЗПТ #3

Павел КУЦЕВ, Председатель правления БФ «Дроп ин Центр», участник ЗПТ г. Киев

«…расширение программ возможно за счет скорейшего совершенствования нормативной базы нашей медицины»

Несмотря на приказ «О расширении программ заместительной терапии», принятый Министерством здравоохранения Украины ещё 27 июня 2008г., где было четко прописано об увеличении количества участников ЗТ до 5293 (по плану – 6000) человек, и введении этого жизненнонеобходимого вида медицинской помощи в 111 учреждениях страны, процесс расширения заместительных программ идёт крайне медленно. В ряде мест заместительные программы на основе препарата метадол на сентябрь 2008 г. вообще не начинались, так как встречали и встречают жесткое сопротивление со стороны местных властей или правоохранительных органов. Последние события в Севастополе, где местные власти устроили показательный пикет, продемонстрировав, что народным избранникам виднее кого и чем лечить, нежели медикам-профессионалам,

Общеизвестны факты, когда участники программы вынуждены идти на поводу у медицинских работников, испытывать унижение и принимать препарат в растертом виде, что значительно снижает степень действия активного вещества – зачастую толченая смесь рассыпается, создает массу неудобств и трату времени. На последней Конференции по ЗПТ был четко сформулирован вопрос: ЯВЛЯЕТСЯ ТАБЛЕТКА СУМГЛИВАЛЬНЫМ ПРЕПАРАТОМ, ЕСЛИ ЕЁ ЦЕЛОСТНОСТЬ НАРУШЕНА? Ведущий эксперт, мэтр отечественной наркологии, посвятивший вопросу ЗТ в Украине ряд научных работ и исследований, С.В.Дворяк ответил однозначно:

– НЕТ! Фармацевты изначально вкладывают в создание лекарства тот вид, в котором его действие на организм будет максимально эффективным. Т.о. все эти перетирания таблеток – самодеятельность на местах.

Правда, тут же Сергей Всильевич пытался оправдать «таких врачей»:

– А представьте, – пытался обрисовать экперт «другую сторону проблемы», – что будет с нашими врачами, если в один прекрасный день их обвинят в халатности? Естественно, врачи боятся за свою репутацию, боятся , что милиция не будет особо церемониться. Между прочим, соответствующая статья в УК предполагает очень строгие меры с конфискацией…

Вот и «говорили мы балакали». Оказывается, страх врача за собственную шкуру, куда сильнее и предпочтительнее всех «прав пациентов на качественное предоставление медицинских услуг». Вся абсурдность ситуации в том, что если бы кто-то хотел скомпрометировать отдельно взятый сайт ЗТ, подставить врачей или пациентов – это уже давно бы было сделано. Но, как говорится, у страха глаза велики.

Был затронут вопрос и о заместительном препарате «метадол», который при всем своём суперкачестве не приспособлен к нормативной базе клинической медицины Украины, так как согласно инструкции предполагает неоднократное употребление и даже при установившейся дозе «держит» не более 12 – 15 часов. По признанию самих же врачей от 17 до 20 % пациентов нуждаются в других заместителях. Не потому ли уровень удержания в метадоловых программах за 5 мес. 2008 г. составлял в среднем не более 47%? Каждый пятый программник «прсыпается больным». Благодаря Обращению пациентов, подписанному активистами из разных регионов, было постановлено докупить определенное количество препарата более пролонгированного действия.

Отсутствие четкой схемы управления процессом и неопределённость перспектив программ ЗТ на основе бупренорфина порождают неуверенность в будущем. Обещание Минздрава выделить через пару лет сотни тысяч грн. для закупки препарата Эднок на 800 с плюсом участников также эфемерно, как и все обещания государства. Пациент ЗТ остается бесправной, безликой лошадкой. И несмотря на то что именно пациенты ЗТ единственные кто имеет моральное право участвовать во всех процедурах относительно собственного лечения, их голоса до сих пор не имеют силы. В большинстве мультидисциплинарных команд ЗТ не представлено ни одного представителя от пациентов…

На сегодня можно выделить следующий спектр основных проблем, требующих немедленного решения:

 

1. отсутствие единой системы координации правительственных и неправительственных организаций и качественного предоставления медицинской помощи наркозависимым (отсутствие Центрального органа, с широкими полномочиями);

2. недостаточность финансирования мероприятий по противодействию распространения ВИЧ/СПИД и другим инфекционным заболеваниям (туберкулёз, гепатиты В и С);

3. недостаточный доступ к программам ЗПТ для людей, живущих с наркозависимостью (слишком высокий порог доступности ЗПТ);

4. отдаленность сайтов заместительной терапии;

5. невозможность участия в рабочих процедурах представителей из числа участников ЗПТ «Ничего для нас без нас!» – и, как следствие, невозможность участников ЗТ влиять на принятие решений, когда это касается их здоровья ;

6. отсутствие прозрачности на всём этапе развития заместительной терапии, начиная с обоснования закупок препарата, заканчивая информацией о предпочтениях тендерной комиссии;

7. отсутствие независимого гражданского мониторинга ЗПТ, невозможность участия в мониторинге и в формировании очередности представителей разных НПО;

8. отсутствие определённой квоты курсов для НПО, работающих непосредственно с наркозависимыми людьми; непосредственно работающих с потребителями, знающих наркосцену и нужды клиентов;

9. информационный вакуум относительно глобальных вопросов заместительной терапии – исполнитель проекта, число курсов, штатное расписание, объем финансирования и т.д;

10. пресловутый «реестр ожидания» – кто его составляет, ведёт, и на каком основании. Нет прозрачности приёма в программу ЗПТ.

11. нежелание, а в ряде случаев беспардонный саботаж со стороны медиков внедрения ЗТ на основе метадона;

12. недостаточность информированности общего населения о сути метадонового лечения и ЗПТ в целом;

13. недостаточность противодействия незаконному обороту сильнодействующих лекарственных препаратов, и как следствие – процветание коррупции;

14. ГЛАВНОЕ – Необходима немедленная реформа нормативной базы отечественной медицины, в частности приказов, решламентирующих оборот лекарственных препаратов наркотической группы. Упрощение доступа к программам ЗТ, как собственно и расширение самих программ, возможно не за счет открытия новых помещений коммунальной собственности, что практически, утопично в мегаполисах, а только за счет скорейшего совершенствования нормативной базы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *