Открытое письмо ФСКН России от Евразийской Сети ЛУН (ЕСЛУН)

 

Директору ФСКН РФ

Иванову Виктору Петровичу

 

Уважаемый Виктор Петрович!

Координационный совет Евразийской сети людей, употребляющих наркотики (КС ЕСЛУН), внимательно ознакомился с ответом на обращение в ФСКН РФ от 9 апреля 2014 года, полученным из Вашего ведомства. Наше протестное обращение было частью общественной кампании, проводимой 8-10 апреля 2014 года активистами ЕСЛУН с целью обратить внимание на плачевное положение пациентов опиоидной заместительной терапии (ОЗТ) в Крыму. Направив аналогичные письма в МОЗ и МЗ РФ, мы потребовали от чиновников оставить политические игры и решить вопрос поставок на полуостров жизненно важных препаратов ОЗТ (метадона и бупренорфина) на время переходного периода. Ответ от ФСКН РФ был получен через три месяца после его отправки, что уже является грубым нарушением действующего российского законодательства.

Уведомляем Вас, что нам давно известно о законодательном запрете в России лечения наркомании гуманными методами. Однако, согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ, подписанные российской стороной международные договоры являются составной частью ее правовой системы, а в случае, если правила международного договора отличаются от прописанных в российском законе, то применяются правила международного договора. Приоритезация применения норм международного права, в случае противоречия им местных законов, закреплена и в параграфе 15 Замечаний общего порядка №9 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам ООН. Несмотря на это, в России до сих пор существует запрет на использование метадона и бупренорфина для лечения наркозависимости, что так же противоречит ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и нарушает право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. И нам совершенно не понятно, почему до сих пор россиское законодательство в области применения опиоидов для лечения тяжелой опиоидной завтсимости не приведено в соответствии с международным нормам.

Нужно отметить, что в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 года №5 и в некоторых других нормативных актах Российской Федерации тоже говорится о приоритезации международного права, если внутреннее ему не соответствует. Таким образом, лечение хронической наркозависимости в России должно проходить с применением современных и гуманных методов, признанных мировым ученым сообществом наиболее эффективными. Но этого не происходит, и до сих пор стандарты лечение опиоидной зависимости разрабатываются с учетом (фактически устаревших) положений Федерального закона РФ № 3-ФЗ от 8 января 1998 года “О наркотических средствах и психотропных веществах”, Постановления Правительства РФ № 681 от 30 июня 1998 года и Указа Президента РФ за № 690 от 9 июня 2010 года.

Но даже учитывая существующие в России запреты на заместительное опиоидное лечение, исходя из подписанного Владимиром Путиным Конституционного закона РФ, в Крыму до 1 января 2015 года объявлен переходный период, в связи с чем на территории полуострова должны действовать прежние законы. В частности, законы, позволяющие тяжело больным пациентам, страдающим несколькими хроническими тяжелыми заболеваниями, в том числе неизлечимой формой наркотической зависимости, получать предписанное и эффективное лечение до окончания этого переходного периода. Все это позволило бы спасти жизни тяжелобольных людей, более того, дало бы возможность российским врачам на практике изучить и оценить медицинскую эффективность этого научно-обоснованного и гуманного метода лечения — опиоидной заместительной терапии. При этом те пациенты ОЗТ Крыма, кто пожелал бы прекратить лечение, могли бы пройти нормальную полугодовую детоксикацию, не подвергая свой организм нечеловеческим перегрузкам, которые неизбежны во время синдрома отмены.

Мы внимательно следим за судьбой пациентов ОЗТ Крыма. В настоящее время российские чиновники, то ли в угоду политической конъюнктуре, то ли руководствуясь архаичными представлениями о наивысшем достижимом уровне психического и физического здоровья человека, взяли на себя ответственность за несколько сотен жизней пациентов ОЗТ, проживающих в Крыму, и обрекли часть из них на верную смерть. По нашим данным, на сегодняшний день от 6 до 20 крымчан, получавших ранее поддерживающее заместительное лечение опиоидными препаратами, уже скончались по причинам, напрямую связанным с отказом в доступе к ОЗТ.

После стремительной отмены лечения пациентам ОЗТ Крыма предлагалось пройти курс реабилитации в российских реабилитационных центрах. Но часть пациентов, решивших получить такую помощь, попросту сбежали из клиник, так как детокс, с последующей реабилитацией, предоставляемые российскими наркологами, не облегчают страдания, а только усугубляют их, заставляя людей испытывать невыносимые боли. Другая часть бывших пациентов заместительной терапии сегодня вынуждена вернуться в криминальную среду и покупать наркотики на черном рынке из-за отсутствия поддерживающих легальных опиоидов.

Хотим обратить Ваше особое внимание на то, что в письме-ответе на обращение ЕСЛУН сотрудники ФСКН РФ исказили информацию и попытались представить нам программы ОЗТ в черном свете, назвав их неэффективными. Почему-то ФСКН РФ оценивает эффективность программ ОЗТ, исходя из концепции излечения наркозависимости при полном отказе от употребления опиоидов. Но уже давно ни для кого не секрет, что наркомания — это хроническое заболевание. По официальным данным, используемые в России методы лечения приводят к стойкой ремиссии только в течение года и только у 10% пациентов, страдающих опиоидной зависимостью. При этом, главная цель ОЗТ — это социализация наркозависимых, повышение уровня их жизни, улучшение здоровья, прекращение употребления криминальных наркотиков, снижение рисков заражения социально значимыми заболеваниями, сопутствующими наркомании. В результате жизнь нормализуется не только у пациента, но и у его окружения, а в целом и у всего общества. Эффективность опиоидной поддерживающей заместительной терапии давно доказана и признана ВОЗ самым лучшим методом лечения опиоидной зависимости. Более подробную информацию можно почерпнуть из “Руководства по фармакологическому лечению опиоидной зависимости и психосоциальному сопровождению”.

Мы призываем российский наркоконтроль не искажать всемирно известные факты о пользе ОЗТ в угоду репрессивной наркополитике, а принять научно-обоснованные данные о поддерживающей терапии опиоидами. Мы предлагаем ознакомиться с соответствующими документами и материалами:

обзор исследований эффективности применения ОЗТ в снижение преступности, опубликованным UNODC;

оценка ВОЗ применения ОЗПТ в местах лишения свободы;

– статья, разъясняющая принципы ОЗТ (http://rylkov-fond.org/cd/principy/009.doc).

Ввиду вышесказанного КС ЕСЛУН обращается к Вам с просьбой дать от имени Вашего ведомства официальное опровержение ошибочному утверждению о низкой эффективности ОЗТ, которое содержится в письме-ответе ФСКН РФ от 17.07.2014 за номером 3/3 731 за подписью и.о. зам. руководителя департамента обеспечения межведомственного взаимодействия Е.С. Диденко.

Мы принимаем во внимание возможную неосведомленность сотрудников Вашего ведомства и, в свою очередь, готовы оказать содействие в проведении тренингов для личного состава ФСКН РФ на тему «Что такое ОЗТ и ее эффективность в лечении тяжелой формы наркотической зависимости».

С уважением,
Координационный Совет Евразийской сети людей, употребляющих наркотики (ЕСЛУН)

 

ИСТОЧНИК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *