Грузия: что с легалайзом?

Безусловно, многие уже не раз слышали о наступлении полной легализации конопли на территории таких стран, как Уругвай и Канада. Скорее всего, аналогичным образом, вы уже слышали об успехах рекреационных и терапевтических реформ в разных регионах США, и даже о медленном, но верном прогрессе легализации медицинской конопли в странах Европы и Азии.

 

Однако, на данном фоне, страны СНГ остаются бастионом строгой, тотальной криминализации всего, что связано с коноплёй. Однако, оказывается легализация закралась уже даже в этот регион: Мало кто знает (включая и многих жителей самой страны), но ещё в 2018 году, Грузия стала первой страной из состава бывшего Советского Союза, по факту полностью легализовавшей употребление конопли.

Конечно, данная информация не произвела общественного фурора и не привлекла потоки туристов со всего СНГ в Грузию лишь по одной причине: Законы страны легализовали лишь курение и хранение небольших количеств конопли. Производство растения, его продажа, обработка, сбыт и даже некоммерческий обмен или хранение в более крупных, чем персональный запас, количествах, всё также строго наказываются в уголовном порядке. В данном тексте, мы подробнее изучим воплощение подобной реформы на практике, перспективы дальнейших перемен в законах Грузии, а также постараемся установить, действительно ли факт легализации курения конопли привел к кардинальным переменам в местной культуре его потребления.

Грузия и конопля:

Как уже было отмечено, некоторые страны мира выделяются в плане проведения конопляных реформ, в основном, благодаря двум основным факторам: Они могут либо находиться в регионах, которые, до сих пор, избегали каких-либо подвижек в направлении подобных перемен, либо они отличаются на фоне других государств, принявших соответствующие реформы своими особенными, порой не самыми ясными и эффективными правилами в отношении регулирования рынка. В случае Грузии, страна отличается от других легализовавшихся государств по обоим факторам.

До конца 2018 года, законы Грузии в отношении конопли фактически не отличались от правил в других государствах СНГ. То есть, на территории страны действовал режим строгой криминализации растения и связанных с ним продуктов, и факт хранения более-менее крупной массы соцветий, или производства даже пары кустов конопли, вполне мог обернуться длительным сроком заключения и изъятием непомерно крупных штрафов у нарушителей. Говоря точнее, до наступления реформы, власти регулярно отправляли в тюрьму на сроки до 14 лет заключения простых потребителей конопли. Помимо этого даже на фоне других государств региона, власти Грузии отличались своей любовью к регулярному проведению тестов на употребление наркотических веществ, как в государственных, так и частных организациях. Для примера, как утверждали доклады общественной организации «Белый шум», поддерживавшей проведение легализации, до наступления реформы, власти, в среднем, проводили до 112 индивидуальных тестов на употребление наркотиков каждый день, тратя на подобные процедуры миллионы долларов. Как и следует полагать, данная индустрия была направлена на извлечение средств в пользу государственного бюджета с нарушителей режима, по самым скромным подсчётам, позволяя государству собирать с граждан как минимум около 11.3 миллионов долларов в штрафах за год. Учитывая агрессивность подобной политики, нет ничего удивительного в том, что вопрос декриминализации потребления конопли, а также иных психоактивных веществ, стал одной из ключевых деталей списка требований, выдвинутых оппозицией действующим властям перед выборами 2018 года. Говоря точнее, противники властей призывали к проведению общей декриминализации психоактивных веществ и их хранения в малых количествах, со строгим закреплением «минимально допустимых к хранению» количеств разных веществ в законах страны, для предотвращения излишних арестов и изъятия непомерных штрафов с нарушителей.

Помимо данных факторов, оппозиция заинтересовалась вопросом декриминализации конопли по другой, довольно существенной причине, а именно, началу обсуждения законопроекта о легализации производства технической и терапевтической конопли на экспорт, который попал в парламент Грузии аккурат к периоду выборов. Данный закон был направлен исключительно на легализацию производства растений для группы сертифицированных компаний, касаясь исключительно темы вывоза конопли за границу, без вариантов легализации употребления подобной продукции на территории страны. Как замечал тогда занимавший пост председателя комитета по реформам в сфере здравоохранения депутат Акакий Зоидзе: «Международный рынок терапевтической конопли уже стал предельно прибыльным бизнесом. Даже если мы сможем занять на нём лишь самый малый сегмент, вроде 10% рынка или меньше, мы сможем рассчитывать на десятки миллиардов долларов прибыли ежегодно». Несмотря на то, что в итоге экспортный план так и не был реализован, попытки политиков провести подобную ограниченную реформу, безусловно, лишь привлекли к позиции активистов дополнительных сторонников из числа избирателей, которые также оказались недовольны столь избирательным подходом властей к легализации конопли.

Принятие проекта о легализации употребления конопли:

В итоге, несмотря на трения между властями и активистами, решение о легализации употребления конопли было принято третьей стороной, а именно, Верховным Судом Грузии, который, по примеру коллег из Мексики, вынес в июле 2018 года вердикт, защищающий право граждан на употребление конопли с точки зрения свободы сознания. Исходя из того факта, что курение конопли не представляет вреда или угрозы для здоровья и жизни окружающих людей, данный акт был признан судом как проявлением свободы граждан в плане развития и изменения своего сознания, допустимым с точки зрения конституции страны. По факту, коллегия суда подчеркнула, что власти вовсе не могут принимать какие-либо санкции в отношении курящих коноплю граждан, покуда их действия не затрагивают других людей и не нарушают установленные нормы и правила поведения.

Конечно, вердикт коснулся исключительно факта употребления конопли: Производство, перевозка, обработка, сбыт, а также хранение растения по-прежнему караются, как уголовные нарушения. В целом же, Грузия попала в довольно интересное положение, ввиду особой интерпретации акта употребления конопли Верховным Судом страны: Как и в случае уже упоминавшейся Мексики, в данном случае Суд пришёл к мнению, что само курение конопли не представляет угрозы для здоровья окружающих людей, что, фактически, допускает свободное употребление растения и связанных продуктов в любых общественных местах. В свою очередь, Верховный Суд Германии пришёл к подобному, но противоположному по своей сути вердикту: Там акт курения растения был признан «потенциально опасным» для окружающих, поэтому, несмотря на принятие решения о легализации рынка терапевтической конопли, Суд строго запретил курение конопли, сохранив административные санкции, пресекающие подобное поведение.

Отдельно стоит заметить, что до принятия вердикта о легализации, Верховный Суд страны уже активно обсуждал вопрос смягчения или полного устранения санкций, связанных с употреблением конопли, в том числе выдвигая возможность принятия полной декриминализации употребления и хранения растения примерно за год до решения о легализации.

В итоге, теперь жители Грузии имеют право на свободное употребление конопли. При этом же, законы страны строго запрещают культивацию и обработку растений конопли, любую форму сбыта или обмена его компонентами и экстрактами, а также хранение растения в более-менее крупных количествах. Иными словами, по своей сути, легализация в Грузии напоминает по форме регулирования рынка растения федеральный округ Колумбия, который является одни из немногих регионов США, легализовавших исключительно употребление растения, но не его коммерческое производство или сбыт. Конечно, тут стоит отметить, что законы округа содержат положения, защищающие домашнюю культивацию растений конопли, а также некоммерческий обмен связанными с ним продуктами, что делает Грузию довольно уникальным местом с точки зрения реализации легализации конопли.

Грузия является примером «технической криминализации», то есть, региона с законами, которые как бы обуславливают легальность конопли или её употребления, при этом не предоставляя гражданам легальных инструментов и каналов для реализации своих прав на употребление конопли. Хотя, юридически, конопля легальна к употреблению на территории страны, по факту, её невозможно употреблять совершенно законно, не нарушив ограничения в отношении её закупки, производства и хранения. Несмотря на то, что растение реально легально к употреблению, данное действие невозможно совершить в рамках законов, поскольку они сами строго ограничивают любые возможности легального приобретения и даже сам факт хранения как бы легальной субстанции. Соответственно, власти сохранили при себе инструменты для оказания давления на курильщиков конопли. Хотя теперь им, в большинстве случаев, не угрожают уголовные санкции за подобные нарушения, полиция активно продолжает использовать в отношении курильщиков разные формы штрафов, под самыми разными предлогами.

Санкции в отношении употребления конопли:

Несмотря на то, что согласно вердикту Верховного Суда страны, употреблении конопли было признано «приемлемым и безопасным для окружающих действием», власти продолжают строго ограничивать данную свободу граждан опираясь на разные существующие правила, направленные против табакокурения и защиту молодёжи от «пропаганды наркомании». Говоря точнее, хотя законы как бы позволяют свободное употребление конопли, зачастую данная свобода ограничивается запретом на курение в общественных местах. Соответственно, курение конопли в таком месте, как парк, остановка общественного транспорта, кафе или двор жилого дома, вполне может быть наказано по статье о нарушении ограничений на курение в общественных местах, за что с виновника могут взять штраф на сумму в 800-1200 лари (Или, примерно, 300-450 долларов США).

Поскольку возраст легального употребления конопли составляет 21 год, курение или хранение связанных продуктов несовершеннолетними гражданами также расценивается как административное нарушение, наказуемое штрафом на сумму в 500-1,500 лари (190-560 долларов США). Помимо этого, нахождение в состоянии конопляной интоксикации в компании несовершеннолетних также считается нарушением, наказываемым на сумму в 1,000-1,500 лари (375-560 долларов), а именно, «пропагандой наркомании». Предложение употребить продукты с каннабиноидами несовершеннолетним лицам, рассматривается в качестве «склонения к употреблению наркотиков», что считается уже уголовно наказуемым преступлением, за которое нарушитель может получить реальный срок заключения в размере от 6 до 10 лет, по усмотрению суда.

Употребление конопли на рабочем месте считается отдельным от курения в общественных местах проступком, наказуемым штрафом на сумму в 1,500 лари (около 560 долларов). В случае некоторых профессий, где интоксикация может привести к травмам, увечьям и смертям людей, вроде работы врача или оператора тяжёлой техники, помимо штрафа к нарушителю могут применяться и более строгие санкции, в купе с потерей лицензии на занятие подобным родом деятельности.

Наконец, законы страны также предельно строго карают управление автотранспортом в состоянии интоксикации. Задержание по факту управления автомобилем в состоянии конопляного опьянения, обернётся крупными штрафами и заключением нарушителя на срок до года. В том случае, если при задержании виновник попал в аварию, в которой пострадали другие люди или их собственность, сроки заключения и суммы штрафов значительно увеличиваются.

В отношении частных организаций и бизнесменов также существуют санкции за продвижение и рекламу конопли или связанной с растением продукции. Соответственно, обнаружение властями подобной рекламы обойдётся нарушителю в штраф на сумму в 5,000-10,000 лари (1,800-3,700 долларов).

Говоря о хранении, дома разрешено хранить не более 70 грамм конопли, готовой к употреблению и не более 100 грамм свежих соцветий. В случае обнаружения подобных количеств продукта, полиция просто изымает их с выдачей штрафа, но без риска уголовного преследования. Более крупные порции продукта, безусловно, станут причиной для ареста и разбирательств в суде.

Наконец, стоит отметить, что с точки зрения закона, культивация конопли, технически, легальна, если общий выход продукта с растения составит не более 151 грамма соцветий. Как утверждают законы, в подобной ситуации, к нарушителю применимы не уголовные санкции. То есть, несмотря на факт изготовления «наркотика», в подобной ситуации к нарушителю будут применены штрафы и наказания вроде общественных работ, но не уголовные обвинения. При этом, конечно, растение будет изъято и уничтожено, как контрабанда.

Наверняка вы также задаётесь вопросом: «Зачем проводить легализацию конопли, если жители страны не могут толком употреблять коноплю, не говоря уже о её культивации или покупке?». На данный момент, трудно дать на него точный ответ. Возможно, власти Грузии приняли его в качестве компромиссного решения, этакой своеобразной формы декриминализации, имеющей задел на дальнейшее развитие. Возможно, он специально был принят властями в такой форме, чтобы заблокировать принятие более развёрнутых форм реформы. В любом случае, данный закон можно назвать прогрессом для Грузии и других стран СНГ, несмотря на его практическую ограниченность.

Хотя пока что, данный закон, по факту, не допускает легального производства или сбыта конопли, он всё же, кое-как защищает право граждан на употребление конопли. Возможно, в дальнейшем, данная реформа продолжит эволюционировать и постепенно превратиться в полноценную систему национальной легализации, вроде тех, что существуют в Канаде и Уругвае. Пока же, подобный абсурдный компромисс является единственной существенной подвижкой в сторону легализации или декриминализации конопли на территории стран бывшего Советского Союза. Остаётся надеется, что на этом шаге, медленный ход региона к более существенным реформам не остановится. Так что, будем ждать и смотреть, не появятся ли новые подвижки в сторону легализации на территории Грузии или иных стран СНГ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *