МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 “Существует жестокая взаимозависимость: чем более развит наркобизнес и больше наркотиков, тем больше армия борцов и тем выше их заработная плата. Украина до сих пор пребывает в поле, в котором наркобизнес «кормит» все властные структуры

Валерий Петрович, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию, сложившуюся вокруг ВИЧ/СПИДа в Украине?

     Она неконтролированная, непознанная и непроанализированная с точки зрения особенностей сегодняшней ситуации и перспективы дальнейшего развития. Всё это является следствием того, что на протяжении последних 9 лет предыдущий режим рассматривал эпидемию ВИЧ/СПИДа в Украине исключительно как положительный фактор в процессе собственного обогащения в период первичного накопления капитала, в котором Украина пребывает до сегодняшнего дня. Прибыль личностей, стоявших у руля нашей страны тогда, часть которых влияет на политические решения и теперь, просто колосальна. Это десятки и десятки миллионов долларов личных накоплений. Поэтому, если говорить о системе правильных государственных политических решений в сфере ВИЧ/СПИДа, то она должна начинаться с аналитики эпидемии СПИДа, сложившейся ситуации. А это должно быть осуществлено Службой Безопасности Украины, Генеральной прокуратурой, Главным контрольноревизионным управлением, тоесть всей совокупностью структур власти, которые, по Конституции, признаны определять ответственность и меру наказания за то, что сегодня ситуация со СПИДом является абсолютно неконтролированной. Личным заданием в исправлении просчётов прошлого считаю, прежде всего, реанимацию лучшей в мире системы управления Национальной программой преодоления СПИДа, которая существовала в Украине до 1998 года. И эти реанимационные мероприятия должны начинаться с «дезинфекции» всего конгломерата людей, управленческих и политических решений, которые принимались на протяжении последних 10 лет. Это не месть, это возобновление справедливости, прежде всего по отношению к тем, чью жизнь пересёк СПИД, и кто затянут рискованным поведением в круг событий и обстоятельств, которые почти не оставляют человеку шансов не заболеть СПИДом. Нельзя побороть эпидемию ВИЧ/СПИДа в Украине, не решив двух сложных проблем – реорганизации национальной службы крови и перестройки сферы борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Третей проблемой, связанной с ВИЧ/СПИДом во времени, эпидемиологически, патогномонично и поведенчески, являются социально опасные проблемы.

–  Какие действия предпринимает нынешняя власть, чтобы вывести Украину с «эпидемического кризиса»?

– Президент Украины, как ни один из его предшественников, взял социально опасные заболевания, в том числе наркоманию, СПИД, туберкулёз, под свою личную ответственность. Об этом он заявляет в своих политически значимых выступлениях. Президент начал воспитывать нацию с осознания того, что здоровье и жизнь должны стать мотивацией для политического выбора. Своими указами Президент взял в свою власть пути и принципы реформирования национальной охраны здоровья от создания системы преодоления социально опасных заболеваний. Почему? СПИД, наркомания, современный туберкулёз – это интегральный системы всей проблемы в охране здоровья. Если начать решать проблему СПИДа, то решатся все проблемы охраны здоровья. В виду этого Президент поставил задания немедленно начать создание органа государственного управления – правительственного комитета по социально опасным заболеваниям. Казалось бы, зачем нам ещё одна ответственная структура, разве не достаточно Министерства охраны здоровья? Действующий Президент увидил то, чего не могли осознать его предшественники, что и СПИД, и наркомания, и в некоторой степени туберкулёз содержат чисто медицинской составляющей максимум 15%. Всё остальное – это поведение, социальные проблемы, наличие или отсутствие так называемого биосоциального имунитета. Мы живём во времена, когда в украинской охране здоровья нужно ввести чрезвычайное состояние и должна существовать чёткая, быстрая и простая вертикаль в принятии решения от того, кто принял это решение, к тому, кто отвечает за его внедрение.

– Сегодня бытуют различные мнения относительно того, какие пути профилактики наркомании являются наиболее эффективными. На каких позициях в этом плане стоите Вы?

– Менять шприцы инъекционным наркозависимым – хорошо, но, вырвав эти мероприятия из контекста общей программы снижения вреда от наркомании, означает только одно – наркобизнес обеспечивает наших людей наркотиками, а государство – шприцами и иголками. И при этом даже не метушаться узнать о том, что ВИЧ в среде инъекционных наркоманов передаётся нетолько со шприцом и иглой, но и с загрязнённой рабочей дозой. Потому что оказывается, что наши наркоманы бедные и не способны обеспечеть себя химическими абсорбентами, поэтому очищают наркотики от химических загрязнений своей личной кровью, которая тоже является хорошим абсорбентом, но инфицированная, в том числе и ВИЧ. Просто нужно принять решение, что делать с этими людьми – либо их адаптировать к обществу, снизив от них вред, либо и дальше их отдавать в грязные руки наркобизнеса, не будучи в состоянии с ним бороться. Поскольку система государственного управления в этой сфере, определение средств на так называемую борьбу с незаконным оборотом наркотиков в Украине является такой, что, по сути, целая армия «борцов» с наркобизнесом зависит от самого наркобизнеса. Существует жестокая взаимозависимость: чем более развит наркобизнес и больше наркотиков, тем больше армия борцов и тем выше их заработная плата. Украина до сих пор пребывает в поле, в котором наркобизнес «кормит» властные структуры и наркотизирует население.

Таким образом, эффективная профилактика наркомании – это создание осложнений для наркобизнеса. А создавать осложнения нужно по принципу того, как в своё время сделали США, отменив «сухой» закон. Наркомания будет существовать всегда, сколько будет существовать человечество. Вопрос лишь в том, будут ли делать людей наркоманами через грязные, тяжелые и преступные (нелегальные) наркотики, или ими будут становиться, выбирая этот путь в минимальном своём количестве – также, как люди выбирают алкоголь или сигареты. Когда в обществе через СМИ и обучающие программы будет создана критическая масса сопротивления наркомании, определённое количество лиц всё равно будет употреблять наркотики. Наша задача – свести это количество к минимуму. И если по определённым причинам человек принимет наркотики, он ни в коем случае не должен попасто под влияние наркобизнеса и не стать пушечным мясом. Итак, речь идёт о новой политике государства – или мы остаёмся во вчерашнем дне, или делаем смелый шаг вперёд.

– 12 апреля временно приоставленно выполнение проекта Мирового банка «Контроль за туберкулёзом и ВИЧ/СПИДом в Украине». 5 мая Всеукраинская сеть ЛЖВ огласила открытое письмо Президента и членов правительства, в котором обвинила в приостановлении кредита именно МОЗ. Разъясните, пожалуйста, эту ситуацию.

– Во­-первых, министерство ничего не приостанавливало и не ликвидировало. Нужно было найти вопрос на ответ , почему из этого кредита было выбрано лишь 2%. По банковским процедурам и юридическим нормам, которые выплывают из соответствующего соглашения, ратифицированного Верховной Радой, Украина лишена любых прав как одалживатель кредита. Условия кредита, грубо говоря, были такими: «На тебе деньги, но даже не протягивай руку, потому что их тебе не дам. Видишь, сколько я тебе одалживаю? Но никакого влияния на эти затраты ты не будешь иметь, будешь только обслуживать этот кредит, выплачивая зарплаты, и будешь платить штрафы, если не выберешь этот кредит». 60 миллионов долларов США, пребывая 3 года на счету нимецкого банка, конечно же дали ему прибыль. Украина же за 2% кредита приобрела вещи и приобрела мероприятия, которые далеки от цели этого кредита, приобрела мебель, автомашины и т.п. 40% этихденег должны были идти на консалтинг, на консультации международных, а не отечественных профессионалов. Но у нас есть достаточно своих. И дай украинскому врачу или эксперту не 500 грн. ежемесячно, а 5000 долларов, он лично пойдёт на уличные обходы и со свечкой будет заглядывать, правильно ли используются презервативы, будет на себе испробовать, не инфицированна ли рабочая доза наркотика. Остальные 60% кредита должны были идти на закупку того, что Украине или не сильно нужно, или даже опасно, например, тех же шприцев и игол.

Я несколько раз говорил об этом на переговорах с представителями Мирового банка и предложил им приостановить кредит для того, чтобы не произошло дальнейшее ограбление и нецелевое использование денежных средств, поскольку процедуры использования кредита были в «других руках» и не контролировались той системой, которая начала создаваться с моим назначением в МОЗ. Мировой банк дал нам возможность разобраться с банковскими процедурами, со структурами управления кредитом и меню закупок. Это мы и сделали путём создания рабочей группы, куда были привлечены все возможные специалисты, в том числе и общественные организаци, руководители агенств ООН в Украине. Рабочая группа предложила оптимизацию кредита. Этот документ отправлено Премьерминистру Украины и в Мировой банк. Теперь ждем его окончательного решения, согласен ли он возобноить кредит по условиям рабочей группы.

– Тоесть возобновление кредита возножно уже в ближайшее время?

– Надеюсь. Но, по моему мнению, всё сформулировалось в связи с анализом цели активностей в Украине и Мирового Банка, и Глобального Фонда не только в сфере охраны здоровья. Стоит внимательно посмотреть на возможное использование таких финансовых инструментов, как Мировой Банк и другие благотворители, для вмешивания во внутренние дела Украины, что является недопустимым.

Из беседы 15.05.06. с Натальей Донюк (“Ваше здоровье”) и Татьяной Логиновой (“Мотылёк”)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *