СНИЖЕНИЕ ВРЕДА – как искусство убеждать: «выбирай – или, или»

   New Vision

Что же это за Программа такая «сладкая», что шприцы и презервативы раздают уже в тюрьмах, а издания, сплошь напичканные информацией о «наркоте» – запросто раздаются направо и налево! И отчего, собственно, вред– от наркотиков, или от того, как эти наркотики потребляют? В знании или в невежестве? В жестком запрете или во вседозволенности? 
 

РАКУРС-ПРОЩЕ НЕКУДА!

New Vision

Что же это за Программа такая «сладкая», что шприцы и презервативы раздают уже в тюрьмах, а издания, сплошь напичканные информацией о «наркоте» – запросто раздаются направо и налево! И отчего, собственно, вред– от наркотиков, или от того, как эти наркотики потребляют? В знании или в невежестве? В жестком запрете или во вседозволенности? Очевидно, истина где-то по середине.

Но, давайте, по порядку.

ЦИФРЫ

Пожалуй, уже нет надобности, убеждать кого-то, что сегодня эпидемия ВИЧ представляет самую большую угрозу человечеству, и что самый распространенный путь передачи вируса – инъекционный. Так вот, в Украине масштабы эпидемии давно превзошли все ожидания, вернее, неожидания – мы лидеры среди Европейских стран. Даже не буду апеллировать к точным цифрам СЭС – они ужасны. Давайте, округлим другие цифры: по последним данным МОЗ 530* тыс.(!) украинцев в той или степени употребляют наркотики инъекционным путем – то есть до 3% людей** в возрасте 16 – 45 ведут рискованный образ жизни – втихаря колются (чем попало и как попало), трахаются (с кем попало и как попало), не соблюдают элементарных правил безопасности и т.д.
Другими словами, каждый тридцатый из нас не уважает ни себя, ни близких и забил на всех остальных. Если медицинская статистика предмет спорный и претендует на звание лучшей притчи во языках, то ментовскую бухгалтерию в заангажированости не упрекнешь – число преступлений связанных с наркотиками растет из года в год и в 2005 г. уже составило 67000! В учреждениях пенитенциарной системы МВД содержится почти 13500 тыс. осужденных «за наркотики» (читай наркоманов). А, учитывая, что сидят только те, «кто залетел повторно, или не смог отмазаться», что число «условников» из года в год растет с многократным отрывом от заключенных, что попадается далеко не каждый – думаю, заявленная цифра вряд ли покажется эфемерной даже заскорузлому скептику. Таким образом, говоря о проблеме СПИДа в Украине, по умолчанию предполагаем, в первую очередь, проблему сотен тысяч людей, так или иначе связанных с инъекционными наркотиками – ПИН (потребители инъекционных наркотиков), которые сегодня составляют в среднем до 70% всех ВИЧ инфицированных украинцев.

Сам виноват!
Что значит ПИН в нашем понимании? Очевидно, это больной виноватый в своей болезни. А в каких собственных заболеваниях не виноваты мы сами? Представьте, приходите вы к врачу с жалобой на печень, а он вам – «Так ты сам виноват, дядя, меньше пить надо было!» Желудок беспокоит? «Сами виноваты, питаться надо было правильно, а не есть всякую гадость, голубь вы мой!» Жалуемся на кашель? Простыли? «Не фиг, голуба, ходить раздетым!» Ногу сломали? Травмировались? «Сами виноваты! Осторожней надо было быть. И не надо было баловаться, лезть, куда не надо! Иш ты, экстрима им захотелось!» Все болезни начинаются с небрежности или баловства. А неосторожность (баловство) с наркотиками быстро перерастает в наркотическую зависимость – в заболевание. Но больные обществом воспринимаются так, будто они продолжают чем-то баловаться. В этом-то и состоит беда зависимых людей. «Пусть лечатся, если такие больные»! – кричат им «свободные», не предлагая ни доступного лечения, ни толковой альтернативы, едва справляясь с распирающим «Иш ты, «больные», блин!». И отказываются понимать, что есть вещи, которые могут управлять человеком помимо его воли. Так, что же правильнее, с точки зрения здравого смысла – продолжать и дальше «управлять» неуправляемым, ужесточать, сажать и заставлять людей, т.е. саму проблему, зарываться всё глубже и глубже. Или «уж коль так вышло», что сотни тысяч наших сограждан оказались в беде, отнестись к беде взвешенно, по-людски – дать им возможность достойно существовать в том качестве, в котором они оказались в силу каких-то причин, и тем самым контролировать ситуацию, сведя к минимуму опасность рискованного сосуществования? Увы, пока совковый абсурд живет и здравствует, по сути, происходит ни что иное, как самоуничтожение (само?) целого поколения, растут и ширятся инфекционные эпидемии … Зависимость диктует свои условия – зависимым людям плевать на всё, главное, наркотик, а законы, преграды – лишь временные препятствия. Но эти люди наносят вред не только себе, а всему обществу, в котором живут.

HARM REDUCTION
Вред по английски – harm, снижение – reduction.
Где-то это ДВИЖЕНИЕ ПИН. Со своей философией, идеологией и программой.
Философия Снижения очень проста – Наивно полагать, что, запретив риск – риск исчезнет. Наивно полагать, что запрет на наркотики способен остановить людей, управляемых зависимостью от наркотиков. Не разумнее ли предоставить им дополнительный выбор между добрым и злым, между вредным и менее вредным, и, таким образом, свести вред, связанный с употреблением наркотиков, к минимуму?
Программа Снижение вреда – это комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы сделать рискованное поведение ПИН менее опасным.
Если хотите – это мудрый компромисс, согласие сторон (ПИН – общество), это – здравомыслие. Что значит снижение? Прагматизм возведенный в искусство. Рациональность выбора – везде и во всем. Допустим, что бы вы выбрали, если бы от вас курильщика вдруг потребовали бросить курить немедленно или предложили выйти покурить в другую комнату и там подумать, не стоит ли бросить? Очевидно, что сначала вышли в другую комнату, чтобы не вредить некурящим, и вполне вероятно, уже там, в другой комнате, задумались над предложением отказаться от вредной привычки. Логично? Так вот, когда вместо табачной зависимости – зависимость наркотическая, вместо сигареты – шприц, а от того, кто дымит можно заразиться какой-то инфекцией, и вообще, если дело касается не вас, такого правильного и умного – гораздо эффективнее работают те же принципы логики «или-или»: «Не всё сразу», «Из двух зол выбирают меньшее», «Лучше синица в руках, чем журавель в небе» и т.д.. Потому что «бросать – не бросать» – выбор сугубо личный, выбор между вашим внутренним Я курящим и Я думающим, выбор, который куда сложнее, чем кажется кому-то. И Снижение вреда базируется на основе ненавязчивых логических заключений, простых как 2х2 – Что на настоящий момент ожидать реальнее – ваше выполнение приказа отказаться от курения вообще или выполнение просьбы отойти покурить в сторонку? Что принесет больше пользы в конкретной ситуации – требование от вас меньшего или большего? Или – или. «Если уж начал курить – так или покупай себе сигареты, или бросай пока не поздно. Но не подбирай окурков с пола! В бычках может быть полно заразы!» Другой пример снижения. Допустим, вы пьёте. Стоит ли пить с утра или всё-таки лучше дождаться вечера? Стоит ли пить за рулём, ведь, очевидно, садиться за руль пьяным не следует. Выпил – закуси, потому что … и т.д.
Что предлагает СВ «торчку»? ВЫБОР. Колешься? – это твой выбор, но не безопасней ли делать это стерильным инструментом? Ведь используя грязный шприц – ты и себя гробишь и нас всех подставляешь.
Не можешь без «любимого вещества»? – А не лучше ли отказаться от инъекций и перейти на «колеса» или курить, или нюхать? На игле ты рано или поздно что-то подцепишь, а от «хапа» и «пыха» нет.
Не можешь спрыгнуть? – Не лучше ли перейти на легальные препараты в таблетках? Сидя на игле, хочешь не хочешь, ты окажешься в ж%пе, а на легальных таблетках спрыгнешь, когда сочтешь нужным. А вообще-то, лучше избавиться от этой гадости, иначе вилы… Так что, ВЫБИРАЙ: ИЛИ – ИЛИ.
Пока неприятие и осуждение стоит у нас выше всякой логики, демократические методы Программы внедряются по её же принципу – СНИЖЕНИЕ – постепенно, шаг за шагом снижая барьеры непонимания.

ТЕСТ НА ЗДРАВОМЫСЛИЕ

«Снижение вреда от социально порицаемого способа жизни» (трактовка Д, Полтавца)
Зло не в наркотиках, зло внутри нас. Наркомания – это заболевание души
Главный принцип Программы Снижения Вреда , её первооснова – защита интересов ПИН. Потребитель наркотиков, такой же равноправный член общества, как и любой другой, такой же гражданин, и превыше всего должны быть его Здоровье, Гражданские и Человеческие ПРАВА. Не глупо ли требовать от бесправного человека того, во что он не верит? Не абсурдно ли ожидать от души уважения к себе и другим, если душа больна или сама к этому пока не готова? Значит, необходимо предоставить ей такую возможность. Чтобы ей было между чем ВЫБИРАТЬ, пробуждая, просветляя (снижая!), ведя её к свету постепенно, шаг за шагом.

Снижение вреда – программа – механизм.

Если не работает одна из передач, механизм не работает на полную мощность. Но есть основные передачи, без которых механизм Снижения вреда невозможен. Это обмен шприцев и заместительная терапия.
Если представить себе наркоманию в виде гигантской засасывающей воронки, в жерле которой утопают сотни тысяч наших соотечественников – что выглядит более здравым и гуманным: топить их глубже или предоставить утопающим спасательный круг и пусть они хотя бы останутся на поверхности и гребут сами? Куда грести – разберутся – было бы куда! Больше полмиллиона душ барахтается в этом водовороте и по каким-то причинам пребывает в состоянии, когда ни вынырнуть, ни доплыть до берега, просто нет сил. Спасатели, они же Снижатели, предлагают следующие средства:

1. Обмен шприцев.

Этот круг, если крепко за него держаться, не даст потребителю наркотиков захлебнуться (читай: не даст нахвататься различных заболеваний – ВИЧа, гепатитов и прочих «прелестей). «Уж если ты колешься – вредишь себе – так хотя бы делай это чистым баяном! Если пробило на секс, так сделай его безопасным – используй кондом! Береги себя и партнера! Мы не вмешиваемся, уважаем тебя, считаемся с твоей проблемой (признаем и понимаем), даем нулёвые шприцы, уважаем твои желания, даем презервативы, но и ты уважай нас, жить-то нам вместе! »– говорит Программа и тут же предлагает задуматься о последствиях твоего ВЫБОРА. Кроме того, в работу по обмену шприцев и распространению кондомов, как правило, вовлечены сами ПИН. А знаете ли вы, что для ПИН значит «свой»? Равный. Значит, доверие. А из доверия, как из пластилина – лепи, что хочешь. Заботясь о здоровье друг друга, мы заботимся о здоровье общества, частью которого все мы являемся.

2. Заместительная терапия (ЗТ).

Замена кустарных наркотиков опиатного ряда легальными медицинскими препаратами, типа метадон, эднок («буприк») и т.д. Это даже не круг, а скорее спасательный плот, на котором ПИН не только не наглотаются всякой дряни, но и гарантированно не утонут, не пропадут в бездне зависимости! Главное достоинство – они на виду у всех, но вольны грести сами куда хотят, к любому берегу. Ты волен – хочешь, окунайся в пучину, ныряй в говно – никто не держит. Основной недостаток – ограниченное число мест. Да и самих плотов в Украине пока 6 штук и сделаны они не из лучшего материала. ЗТ – это сердце Программы Снижения, в ЗТ её сущность, ключ к решению целой цепочкой вопросов. Вместо ширки – таблетки и никаких проблем – ни с ментами, ни с барыгами. С Законом все гладко – все легально! Живи, лечись да радуйся! Только вся беда в том, что само слово лечение скептики понимают как избавление. Ну, например, когда болит, зуб, как мы его лечим? Обезболиваем, поласкаем и т.д Вырвем ли мы его, поставим коронки или плюнем на это дело и будем дальше ходить с флюсом – зависит только от нас. А сам процесс обезболивания и всей прочей медицинской суеты, облегчающей наши страдания из-за зуба, называем лечением. Каковы же симптомы наркомании? Помимо известных ломок и «кумаров», ещё есть деградация и т.н. поведенческий фактор, когда в обезумении человек «способен на всё» – те же симптомы, и их купирование заместительными препаратами есть не что иное, как лечение. Лечение – это только процесс, а конечная остановка всегда за клиентом. «Избавиться – не избавиться» – тот же ВЫБОР (или-или), и он, ясный пень, только за вами – никто не неволит.
Во многих цивилизованных странах мира заключенные в тюрьмах пользуются своим правом на получение Заместительного лечения также как на получение любого другого лечения. Это их гражданское право.

3.Адвокация.

Под адвокацией понимается комплекс мер направленных на претворение в жизнь всех компонентов Программы. Сюда входят и лоббирование всевозможных разрешений, и узаконивание действий, и отстаивание интересов клиентов, и мн. др. Другими словами, это виртуальная переправа между берегами, и команда лайнера, бороздящего разливанное море, не даёт утонуть утопающим, предлагая им кислородные баллоны. И пловцы уверенно дышат, не тонут, и «снижатели» чувствуют себя комфортно. Когда «добро» на прибытие в очередной порт получено, штурманам адвокации остается проложить новый курс туда, где ещё тонут люди.

4. Аутрич работа

Их называют аутрич-работниками (уличными). Эти люди выходят на маршруты ПОШ (пункты обмена шприцев), распространяя информацию, как защитить себя от возможного попадания в кровь всяких вирусов, как и где можно получить правовую поддержку, медицинскую помощь, решить проблемы с жильём и ещё о целой кипе мысленных и немыслимых «как и где». Эти люди собирают грязные шприцы, меняют использованные на стерильные, раздают презики и попутно просвещают особо далёких, как снизить вред от употребления «делов», если пока нет возможности вообще от них отказаться. Почему эту работу делают, в основном, сами ПИН? Во-первых, лучше них никто её не сделает – они знают, их знают, им доверяют. Во-вторых, люди чувствуют себя людьми – их уважают и они уважают. В третьих, параллельно с обменом инструментария осуществляется распространение информации, результативность которой напрямую связана с доверием – о группах самопомощи, о правах, обязанностях, о мерах предотвращения заболеваний и многом, многом другом. В конце концов, налаживается контакт с такой «маргинальной средой», что и во сне не снилась ни социальному работнику, ни евангелисту, ни самому честному оперу из ОБНОНа!
Обмен шприцев и Заместительная терапия считаются ключевыми компонентами в Снижении вреда. Но эти мероприятия дополняют друг друга наиболее качественно, когда работает вся цепочка механизма Снижения – правозащитная, медицинская, психологическая, информационная помощь, терапевтические группы, сообщества, реабилитационные центры и т.д.

КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ – ЗНАЧИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ!

Что является залогом прогресса? Конкуренция! И вот тут-то наше СВ превосходит «усі яснуючі заходи по боротьбі, спрямовани на поліпшення сітуації”. Конкурируя друг с другом, «снижатели» реально делают дело – чем эффективнее ты работаешь – тем лучше результат. Чем лучше результат – тем ярче перспективы. Для многих Снижение становится не только работой, но и образом жизни, помогает выжить. Между ямой зависимости и полноценным возвращением в социум стоит великая гора, процесс поднятия на которую называется ресоциолизацией. Из десятка альпинистов покорить эту вершину удается единицам. Но что эти единицы могут делать лучше всего? Где ярче могут проявить себя, самореализоваться? Только «в горах» – в спасении других, таких же, как они сами, бывшие ПИН обретают новый смысл жизни, работают и растут профессионально. Снижение предоставляет такую возможность и во многом держится на этих людях, используя их опыт, знания и одержимость. Проекты социального предпринимательства позволяют сообществам потребителей наркотиков развиваться и конкурировать друг с другом.
В этом уникальность Программы Снижения – она реально даёт и ничего не отнимает. А кто лучше нас самих о нас позаботится? Только мы сами!

Историческая справка

В середине 80-х, когда эпидемия ВИЧ захлестнула Европу, голландские наркоманы организовали свой союз (самоорганизация***Junkie Bond союз торчков), главной целью которой стала профилактика инфекционных заболеваний и отстаивание интересов потребителей наркотиков, в частности права на заместительное лечение, социальную помощь и т.д. «Помоги себе сам!» гласит их лозунг. Активная деятельность организации по обмену шприцев была признана высоко эффективной министерством охраны здоровья Нидерландов. Программу утвердили на государственном уровне, моделировали, назвали Harm redaction и экспортировали по всему миру. В Украине Снижение вреда только набирает обороты, и в настоящее время на рассмотрение в Верховной Раде находится Проект концепции государственной наркополитики, в котором стратегия Снижения вреда признана приоритетным направлением. В Национальной Программе по противодействию ВИЧ/СПИД заместительная терапия признана самым эффективным средством лечения больных инфицированных вирусом иммунодефицита, и страдающих наркотической зависимостью. К сожалению, качество работы наших снижателей пока заставляет желать лучшего – результативность Программы можно оценить лишь при локализации эпидемии, для чего необходимо «охватить» не менее 60% ПИН, а для этого нужны средства и время. Увы, денег мало, а времени уже нет.

Павел Куцев «Дроп ин Центр»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *