Героиновая программа в Копенгагене

Сегодня с утра за нами зашла прекрасная девушка Мари, которая помогла нам попасть на экскурсию в одну из первых в Дании программ по предоставлению героина. Мари долгое время работала в программе «Уличные юристы» для датских потребителей наркотиков, а сейчас работает в организации, предоставляющей юридическую помощь мигрантам.

Сегодня с утра за нами зашла прекрасная девушка Мари, которая помогла нам попасть на экскурсию в одну из первых в Дании программ по предоставлению героина. Мари долгое время работала в программе «Уличные юристы» для датских потребителей наркотиков, а сейчас работает в организации, предоставляющей юридическую помощь мигрантам. Мари немного рассказала нам про политическую ситуацию в Дании: у власти сейчас находится партия соцдемов лево-центристского толка, однако, при этом достаточно забавным показалось то, что, при всем расцвете демократии в Дании, различия между партиями даже крайних полюсов не так-то и сильны: как сказала Мари, они могут ссориться из-за мелочей, как лучше потратить 20 миллионов крон, но по принципиальным вопросам их мнения не расходятся сильно. Так, как крайне левые, так и крайне правые партии не имеют разногласий по поводу необходимости программ здравоохранения для потребителей наркотиков – таких как программы героиновой терапии, другие заместительные программы (метадоновые и бупренорфиновые программы), программы снижения вреда и предоставления шприцев, комнаты безопасных инъекций и пр.

Население Дании – 5,6 млн человек. По разным оценкам, в Дании живет порядка 33,000 людей, злоупотребляющих наркотиками (имеются в виду все нелегальные наркотики, включая героин, стимуляторы, каннабис и т.д.). Оценочное число людей, употребляющих наркотики инъекционно – 13,000 чел. По данным 2011 года, то или иное лечение, связанное с наркозависимостью, получали 5686 человек. В Копенгагене живет около 5000 проблемных потребителей наркотиков, 1500 из которых получают лечение. Это лечение может быть самое разнообразное – от различных групп поддержки, программ заместительной терапии, программ детокса (в основном это программы метадоновой детоксификации), бесплатных стационарных и амбулаторных реабилитаций до большого числа центров социальной помощи, дроп-ин центров, уличных программ обмена шприцев, ночлежек, программ социального жилья, юридической помощи и т.д. и т.п. Для сравнительно небольшой группы наркопотребителей, спектр программ самый широкий, по Копенгагену даже разъезжает автобус, в котором можно провести безопасную инъекцию (однако там наркотики не дают, надо приходить со своими).

Надо сказать, что в связи с тем, что программы профилактики ВИЧ и снижения вреда ведутся в Дании уже давно, в стране удалось предотвратить эпидемию ВИЧ среди потребителей наркотиков – уровень распространения ВИЧ по стране – 2.1% (для сравнения, в некоторых городах России, он достигает 75%!) и распространение гепатита С – 52,5% – также сравнительно невысокая. Из всех новых случаев выявления ВИЧ-инфекции, лишь 4% – потребители наркотиков.

Заместительные программы метадоном работают в Дании давно, но, как и в других странах Европы, опыт показал, что для некоторых наркозависимых гораздо предпочтительней героиновые программы. Посмотрев на опыт коллег из Швейцарии, Германии и других стран Европы, датчане решили тоже провести экспериментальную программу предоставления героина. В 2008 г. подавляющее большинство членов датского парламента, включая правые партии, единодушно поддержали инициативу о начале пилотной программы героиновой терапии и в стране было открыто 5 клиник, одной из которых стала героиновая программа в Копенгагене. За три с половиной года их работы, по результатам научной оценки, правительство убедилось в том, что у данных программ есть большие преимущества с точки зрения здравоохранения и общественного порядка, и теперь программы будут поддерживаться на постоянной основе. Эти преимущества касаются, прежде всего, поддержания здоровья наркозависимых и снижения их криминальной активности (кражи, продажа наркотиков и т.д.).

Героиновая программа

Героиновая программа в которую мы ходили расположена в достаточно невзрачном районе  на Северо-Западе Копенгагена, который совершенно нельзя назвать гетто или чем-то подобным, просто район в котором проживает не бедный рабочий класс Дании, а также много местных леваков (по словам Мари – детей из богатых семей, начитавшиеся Капитала, и критикующие и без того левое правительство на своих марксистских кружках, однако кроме этого ничем особо не занимающиеся).

< id="attachment_11222" class="wp-caption alignleft" style="width: 310px">

Внешне программа напоминает обычный медицинский центр, находящийся в скучную постройку из красного кирпича и бетона.

В заведении нас встретила одна из двух врачей, работающих в программе, которая рассказала нам про свою работу. На сегодняшний день в героиновые программы включаются только те наркозависимые, для которых оказалось не столь эффективным метадоновое лечение, то есть попасть стать участником программы и получать героин можно только по направлению из метадоновых клиник. На сегодняшний день, медицинский героин в Копенгагене получают лишь 75 человек.

Предоставление героина происходит два раза в день – с 9 до 11.30 утра и с 3 до 5 дня. После этого времени героин не предоставляется, но если человек плохо себя чувствует к вечеру, он может взять метадон (в той же клинике). На сегодняшний день, в силу строгого контроля, героин можно употреблять только в клинике, домашних схем пока нет. Поэтому если человек куда-нибудь уезжает, или по другим причинам не может посещать программу несколько дней, ему приходится с собой метадон. Врач рассказала, что буквально недавно они выдали 2 клиентам по месячной дозе метадона – они уезжали в путешествие в Тайланд. Для некоторых клиентов такое положение дел очень обременительно – ведь героиновых программ в Дании всего пять и некоторым приходится приезжать в Копенгаген из других городов на поезде – один из клиентов программы тратит по 4 часа в день только на дорогу туда и обратно.

Героин и сколько в руки?

Героин, который предоставляется в программе, производится в Швейцарии, сырье поступает туда от лицензированных фермеров Новой Зеландии. В настоящее время героин поступает только в виде порошка, который разводится для инъекционного употребления, поэтому многие потребители, вены и мышцы которых уже не справляются с нагрузкой инъекций, с нетерпением ожидают героина в таблетках, которые должны появиться в следующем году. Героина в таблетках также ждут наркозависимые потребители героина, которые его не колят – в Дании в связи с культурными особенностями иммигрантов из северной Африки, Афганистана итд, очень широко распространено курение героина – многим людям культура инъекций вообще не знакома.

Доза героина определяется потребностью клиента, для большинства это 200 мг (100 утром + 100 вечером). Но естьэкстремальные случаи, например один клиент употребляет по 600 мг два раза в день – этот клиент обладает особо большими формами и молниеносным метаболизмом, поэтому ради него персоналу пришлось специально договариваться о нарушении ограничения – в целом есть правило, что должно предоставляться не более 900 мг на клиента в день. Но персонал с этим правилом не очень согласен – врач сказала нам, что они не хотят ограничивать клиентов в плане дозировки – у всех свои потребности, и какой смысл включать человека в программу, а потом давать ему меньше чем нужно – ведь тогда он будет употреблять наркотики на улице. Вообще в плане правил, они в программе достаточно гибкие и в основном общение между врачами и клиентами основывается на доверии и желании помочь друг другу – это явно чувствуется даже из слов и интонаций врача. Например, она сказала, что они не проводят никаких тестов мочи – наличие этой унизительной и бесполезной процедуры всегда неприятно коробило меня при посещении метадоновых программ в США и СНГ. Врач сказала что тестировать клиентов им совершенно не надо, употребляют ли они уличные наркотики или нет они могут сказать сами, и это не дает никакого повода для исключения из программы или других дисциплинарных мер, ведь цель программы – это снижение вреда и помощь в улучшении жизни наркозависимых людей, а не дисциплина и наказание. Исключением являются тесты на уровень алкоголя, которые проводят, когда персонал опасается, что зашкаливающий алкоуровень в комбинации с привычной дозой героина может привести к передозировке. Тоже самое касается бензодиазепинов, употребление которых достаточно сильно распространено в Дании.

< id="attachment_11224" class="wp-caption alignleft" style="width: 310px">

Комната для иньекций и чилаут

Колоть героин посетители должны сами в специально отведенной для этого комнате.

Они заходят в нее через диспансер, где нам не разрешили фотографировать – но именно там они получают свою дозу героина. Потом они берут из личных ящичков свои причиндалы, например свой любимый жгутик, а также стерильные шприцы, скатерки и все необходимое для инъекции.

После этого они моют руки и садятся в такие маленькие кабинки за столики-парты, украшенные цветочками, и начинают долгий процесс поиска вен и места для инъекций (в этом при необходимости может помочь медсестра), на что им дается не больше получаса. После удачной инъекции в течение нескольких минут посетители должны свалить из комнаты, так как своей очереди ожидают другие клиенты.

Эта комната специально оборудована для помощи в случае передозировок, которых, однако, за время работы программы не наблюдалось. Вообще, передозировками тут называют состояния, когда человек втыкает и липнет, а не когда он уже отъезжает.

После завершения инъекции, можно перейти в очень уютную чилаутную, где есть кофе, угощения (из полноценной еды в центре предоставляется только завтрак).  В комнате также есть компьютеры, журнальчики, гитарки и всякое всякое, а также здесь можно насладиться живым человеческим общением. Мы были в программе в нерабочие часы, когда выдача героина уже закончилась, но в чилаутной до сих пор были некоторые торчки – один занимался компьютером, другой мутил инициативу по кооперативной починке велосипедов для других посетителей центра. Этот общественно активный товарищ также поинтересовался у нас ситуацией с крокодилом в России, расспрашивал про наркополитику, вместе с врачами изумлялся тому, что у нас даже старого доброго метадона нет, и говорил, что и не нужно в России вводить никаких метадоновых программ, а нужно сразу внедрять героиновые.

< class="mceTemp" style="text-align: justify" mce_style="text-align: justify">В чилаутной также можно просто поспать и повиснуть без дела, вообще клиентам рекомендуется после инъекции хотя бы полчаса оставаться в программе.

Поддержка и доступ к лечению ВИЧ и гепатита С

Кроме чилаутной в программе также найти для себя ряд других занятий. Помимо двух врачей и 14 медсестер, которые занимаются непосдерственно медицинскими вопросами, в программе также работает 5 социальных работников и 1 консультант по социальным вопросам. Клиентам помогают разруливать широкий спектр вопросов: финансы, например, вопросы с социальными выплатами и пособиями, погашение кредитов, штрафов, вопросы обеспечения жильем, поиска работы итп. Клиентам предоставляются первичная медицинская помощь и направление наспециализированную помощь, например, к бесплатному дантисту. Хотя в программе нет своих врачей-инфекционистов, местные медсестры занимаются тем, что помогают клиентам придерживаться режима лечения различных инфекций, например ВИЧ или гепатита С. Хотя первичная диагностика и назначение схемы лечения происходит по месту жительства клиента, они могут принести в программу свои лекарства, и им будут выдавать их каждый день, чтобы они не забывали их пить. Сейчас в программе 3-4 ВИЧ-инфицированных клиента, но много клиентов с гепатитом С. По словам врача, все пациенты с ВИЧ получают лечение, они все очень стабильны, и у них нет никаких проблем. Современная терапия гепатита С доступна в Дании бесплатно, однако не многие клиенты программы хотят ей воспользоваться – побочки терапии их пугают, а печень беспокоит не настолько, чтобы решиться ее начать. Я спросила, какие медицинские проблемы связаны непосредственно с употреблением героина как таковым и врач сказала, что их очень немного. Естественно, это зависимость (но об этом чуть позже). Большое преимущество героина перед метадоном в сиропе в том, что он не так сильно воздействует на зубы, они меньше разрушаются (известно, что это одно из основных страданий пациентов метадоновых программ). Естественно, как и все опиаты, он влияет на пищеварение, учащаются запоры, эти проблемы корректируются гастроэнтерологическим лечением. Но основные проблемы героина связаны с его инъекционным  употреблением – из-за частых инъекций, разрушаются ткани, повреждаются вены, появляются тромбозы. Также при внутремышечном употреблении, которое широко распространено среди клиентов программы, повышается риск бактериальных осложнений. Врачи помогают решать эти проблемы, но также как и пациенты, с нетерпением ждут появления героина в таблетках. Случаев передозировок в программе не было, но для их профилактики в наличии есть налоксон и кислородные маски.

< id="attachment_11247" class="wp-caption alignleft" style="width: 190px">

Добро пожаловать в датскую героиновую программу!


Что касается собственно проблемы зависимости, многие пациенты хотят отказаться от употребления героина. В этом случае они направляются на курс детоксификации (метадоновая лесенка, которая занимает 3 месяца) и последующей амбулаторной или стационарной реабилитации (которая тоже занимает около трех месяцев). Эти программы являются частными, но государство субсидирует лечение в них для нуждающихся. За время работы программы, уже нескольким человекам удалось слезть с героина, хотя очень многие попадают в круговорот бесконечных метадоновых лесенок.

На сегодняшний день в Копенгагене в героиновой программе состоит 75 человек, это люди от 22 до 62 лет, средний возраст лет 35-40. Стоимость программы на одного пациента оценивается в 350 тысяч датских крон, то есть около 62 тысяч долларов, это естественно включает не только вещество, которое достаточно дешево, но и работу всего персонала и клиники. В связи с тем, что лечение оказалось дороже, чем изначально предполагалось, в программе меньше народу, чем планировалось (изначально предполагалось, что там будет 120 человек), но сотрудники надеются, что в Дании будет расширяться сеть героиновых клиник и они станут доступны для всех в них нуждающихся.

Автор: Анна Саранг

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *